Примерное время чтения: 7 минут
11575

Зона падения. Громкие авиакатастрофы с жертвами на земле

Сюжет Крушение грузового самолета в Киргизии
На месте крушения самолёта в Киргизии.
На месте крушения самолёта в Киргизии. / VLADIMIR PIROGOV / Reuters

Турецкий самолет упал на дачный поселок под Бишкеком

Первая крупная авиакатастрофа 2017 года, которая произошла утром 16 января под Бишкеком, получилась не самой типичной. Большинство жертв на сей раз были не пассажирами и членами экипажа, а жителями дачного поселка, на который рухнул самолет.

Транспортный самолет Boeing 747 турецкой компании ACT разбился при заходе на посадку в киргизском аэропорту Манас. Лайнер упал на поселок Дача-Суу, расположенный в 1,5-2 км от взлетной полосы аэропорта.

В Дача-Суу разрушено не менее 15 домов, жители которых и составили большинство из 37 погибших, о которых известно на данный момент.

Проживание в непосредственной близости от аэропорта, особенно в зоне, через которую проходит линия взлета и посадки самолетов — вещь небезопасная. При строительстве воздушных гаваней делается все, чтобы минимизировать подобную угрозу.

Но иногда новые жилые поселки в опасной зоне появляются уже после того, как аэропорт начинает работу. Иногда бывает и по-другому — аэропорт из-за дефицита места изначально располагают вблизи районов массовой застройки. В таких случаях остается уповать только на мастерство пилотов и надежность систем безопасности.

Неписаный закон летчиков гласит — экипаж должен уводить самолет от жилых кварталов, даже если такой маневр может стоить жизни самим летчикам.

Вот только сделать это порой невозможно. При взлете и посадке катастрофическая ситуация развивается настолько быстро, что времени для принятия каких-либо мер просто не остается.

Несмотря на то, что сценарий катастрофы, подобный тому, что произошел под Бишкеком, не самый распространенный, трагических случаев подобного рода немало.

1992 год. Грузовой Boeing 747 упал на жилой комплекс в Амстердаме

Грузовой самолёт Boeing 747-258F-SCD авиакомпании El Al 4 октября 1992 года совершал рейс LY 1862 по маршруту Нью-Йорк—Амстердам—Тель-Авив. Через шесть минут после взлета из аэропорта Амстердама произошел отказ двух правых двигателей. Пилоты развернули самолёт и пытались посадить его в аэропорту Амстердама, но лайнер опрокинулся и рухнул на жилой комплекс «Грунэвэн» в пригороде Бэйлмер.

Лайнер врезался в 6-й этаж 11-этажного жилого здания, разрушив 31 квартиру. Всего погибли 43 человека, 39 из которых были жильцами разрушенного здания. Кроме того, 26 человек на земле получили ранения различной степени тяжести.

Версия о теракте, которая рассматривалась изначально, подтверждения не получила. Следствие установило, что крепление третьего двигателя в момент максимальных взлетных нагрузок не выдержало из-за усталости металла. Оторвавшийся двигатель врезался в соседний, четвертый, оторвав его, а также повредив поверхность крыла. После этого удержать самолет в воздухе оказалось невозможно.

1996 год. Самолет Ан-32 врезался в заполненный людьми рынок в Киншасе

8 января 1996 года в столице Демократической Республики Конго (на тот момент носившей название Заир) Киншасе произошла самая масштабная катастрофа по количеству жертв на земле.

Российский грузовой самолёт Ан-32Б авиакомпании «Московские воздушные линии» (Moscow Airways) совершал грузовой рейс из Киншасы в Кахембу.

Самолет начал разбег, достиг расчетной скорости взлета, но не смог оторвать от земли. Действия экипажа по прекращению взлёта не предотвратили выкатывания самолета за пределы ВПП и аэропорта.

Рядом с аэропортом находился рынок, заполненный людьми. Самолет влетел в толпу, промчался по торговым рядам около 240 метров и загорелся от столкновения с рыночными постройками. 

Из шести членов экипажа погиб только бортмеханик, остальных эвакуировали. На земле погибли 297 человек, преимущественно женщин и детей, ещё 253 получили ранения.

Тела погибших оказались настолько изувечены, что удалось идентифицировать личности лишь 66 человек. Неопознанные жертвы были похоронены в братской могиле.

Российскими следственными органами было установлено, что полеты «Международных воздушных линий» выполнялись со значительными нарушениями, что привело к запрету деятельности компании 4 января 1996 года комиссией Московского регионального управления воздушным транспортом по причине некачественного техобслуживания воздушных судов. Однако компания незаконно продолжала свою деятельность вплоть до катастрофы в Киншасе.

Причиной катастрофы, по мнению следователей, явилось выполнение полета с взлетной массой, превышающей максимально допустимую. По расчетам, взлетная масса самолёта при взлёте составляла 29 200-34 000 кг, то есть превышала максимально допустимую 27 000 кг.

Власти Заира обвинили в убийстве двух граждан России — командира Ан-32 Николая Казарина и второго пилота Андрея Гуськова. Летчики было осуждены на два года лишения свободы каждый.

1997 год. Грузовой Ан-124 «Руслан» упал на жилые кварталы Иркутска

6 декабря 1997 года самолет Ан-124-100 перевозил во Вьетнам два истребителя Су-27УБК, собранных Иркутским авиационным заводом. Через три секунды после отрыва от взлетно-посадочной полосы аэродрома Иркутска произошел отказ одного из двигателей. В течение следующих 8 секунд отказали еще два двигателя. Транспортный самолёт с левым креном и малой поступательной скоростью рухнул на дом № 45 по улице Гражданской. Хвост самолёта существенно задел дом № 120 по улице Мира, а остальные обломки — здание детского дома.

Десятки тонн топлива мгновенно воспламенились, не оставляя людям шансов на спасение.

Всего погибли 72 человека, из которых 49 — на земле, включая 14 детей.

Официально причиной отказа двигателей была признана перегрузка самолета, хотя с этой версией до сих пор согласны не все эксперты.

2000 год. Крушение «Конкорда» под Парижем

25 июля 2000 года сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд» авиакомпании Air France выполнял чартерный рейс AFR 4590 по маршруту Париж—Нью-Йорк.

Во время разбега по ВПП у самолета загорелся левый двигатель. Остановить взлет было уже невозможно, и экипаж принял решение взлетать, чтобы затем развернуться и совершить вынужденную посадку. Однако отказ еще одного двигателя фактически лишил пилотов возможности управлять лайнером. Спустя две минуты после взлета «Конкорд» рухнул на небольшой отель «Hôtelissimo Les Relais Bleus» в муниципалитете Гонесс примерно в 3 километрах от аэропорта. Лайнер полностью разрушился, здание отеля охватил пожар. В результате катастрофы погибли 113 человек — 109 на борту «Конкорда» и 4 человека, находившихся в отеле. Ещё 12 человек на земле получили ранения.

Следствие установило, что при разбеге авиалайнера по ВПП произошло повреждение шины основного шасси титановой пластиной, которая отделилась от двигателя американского самолёта McDonnell Douglas DC-10, совершавшего взлёт по той же полосе. Обломки покрышки пробили балансировочный топливный бак, вследствие чего произошло короткое замыкание и воспламенение авиатоплива, а затем пожар двигателя.

Катастрофа под Парижем поставила точку в истории коммерческой эксплуатации «Конкордов».

Интересно, что сверхзвуковой «Конкорд» погиб всего в 5 км от места, где в 1973 году во время демонстрационного полета разбился другой сверхзвуковой пассажирский лайнер — Ту-144.

3 июня 1973 года во время демонстрационного полета в рамках авиасалона в Ле-Бурже Ту-144 внезапно вошел в пике, а через несколько секунд рассыпался в воздухе и упал на расположенные под ним жилые районы городка Гуссенвиль.

В катастрофе погибли все 6 членов экипажа, а также 8 человек на земле, включая троих детей. 25 человек на земле получили ранения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах