Во вторник, 29 ноября, на территории провинции Антьокия в Колумбии разбился самолет. На его борту находился 81 человек: 72 пассажира, в том числе футболисты бразильского клуба «Шапекоэнсе», и девять членов экипажа. По предварительной версии причиной крушения стала нехватка топлива. Что может спровоцировать подобную ситуацию и как часто аналогичные случаи происходили в истории, АиФ.ru рассказал главный редактор портала AVIA RU Роман Гусаров.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Роман Владимирович, что может привести к нехватке топлива в самолете — банальный недосмотр или какие-то технические неполадки самого воздушного судна?
Роман Гусаров: Причины — самые разные. Например, в 1983 году с подобной проблемой столкнулся экипаж Boeing 767 Air Canada, поскольку пилот при заправке неправильно произвел пересчет необходимого топлива из одной системы измерения в другую.
Бывает банальная халатность: воздушное судно приходит в зону с минимальным запасом топлива, а погода нелетная. Аэропорт не принимает, и ему приходится кружить. Но при этом топливо всегда должно заливаться с таким расчетом, что если происходит аналогичная ситуация, его должно хватить для того, чтобы долететь до запасного аэродрома.
Кроме того, никто не отменял технические причины. Как я уже сказал, при подготовке рейса рассчитывают необходимое количество топлива. Его заливают с топливозаправщика, и, соответственно, ориентируются на показатели, которые он предоставляет. Здесь тоже может быть сбой. Также известны случаи, когда физически топливо не заканчивалось, но двигатели переставали работать как бы из-за его отсутствия. Виной тому становилось качество заливаемого топлива, из-за него фильтры забивались маслянистым осадком и оно просто не достигало двигателя.
Еще один пример: как известно, у самолетов топливо находится в крыле. Если в левом полукрыле расход идет быстрее, чем в правом (или наоборот), автоматически включается система перекачки топлива из одного кессона в другой. Это такая система балансировки, поскольку с двух сторон должно быть одинаковое количество топлива. Естественно, бывали случаи неисправности, и самолет становился трудноуправляемым.
Кстати, раньше, когда техника была несовершенна, бывали случаи, когда топливо просто вытекало непосредственно в полете.
— Сейчас самолеты стали более высокотехнологичными и это практически невозможно. Раньше топливо сочилось. Дело в том, что самолет на земле может стоять при температуре +40, поднимается в воздух, а там — -50, метал расширяется и сужается. Плюс скорость и аэродинамические нагрузки, крыло постоянно прогибается, поэтому на старых самолетах по швам просачивался керосин. Тогда материалы и возможности были другими. Из-за этого существовал норматив по утечке топлива. В современных самолетах этих проблем не существует.
Но я бы не сбрасывал со счетов еще один фактор. Бывает, что пилот может столкнуться с каким-нибудь фронтом, который придется облетать с разных сторон. Ошибочные решения могут привести к тому, что до аэродрома он не дотянет. Фронт может оказаться очень большим, и в какой-то момент топливо закончится.
Резюмируя: есть две основные причины. Первая — либо ошибка экипажа при заправке, либо неправильные решения, принятые в полете. Вторая — техническая неисправность.
— Они происходят крайне редко. Все подобные случаи зафиксированы в истории авиации, известны, их изучают, чтобы не повторить аналогичных ошибок. Кстати, вспомните недавнюю историю с самолетом FlyDubai, который разбился в Ростове. Есть подозрение, что отчасти крушение произошло из-за ошибки экипажа не только в пилотировании, но и в принятии решений. Самолет долго кружил в зоне аэродрома, ожидая улучшения погоды, а когда стало ясно, что топливо заканчивается, он вынужден был садиться — для того, чтобы улететь куда-то еще, топлива не хватало. Это пока одна из версий. При этом я читал в интернете пост одного из пассажиров другой авиакомпании. Он летел из Москвы в Ростов. Там пилот избрал иную тактику — развернул самолет и совершил посадку в другом городе. Конечно, пассажиры ругали его, но когда узнали о трагедии, изменили свое мнение. Все-таки очень многое зависит от решений, которые принимаются экипажем в любой сложной ситуации.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.