Сенсационные факты?
В Польше вновь набирает обороты шумиха вокруг расследования авиакатастрофы под Смоленском, в которой погибли президент страны Лех Качинский и десятки представителей польской элиты.
Новая комиссия по расследованию авиакатастрофы заявляет, что ей удалось обнаружить «сенсационные» факты, якобы ранее засекреченные как российской стороной, так и прежними властями Польши.
Заместитель главы комиссии Казимеж Новачик объявил, что самолет с президентом Польши Лехом Качиньским на борту начал разрушаться еще в воздухе. «Вся трагедия и разрушение самолета, которое завершилось смертью всех его пассажиров, начались на дистанции около 900 метров», — приводит слова Новачика РИА Новости.
Представитель комиссии утверждает, что сигнал о неисправности двигателя был зарегистрирован на высоте 15 метров. При этом с польского регистратора, установленного на воздушном судне, исчезли три секунды записи, с российского — пять секунд. Информация о сигнале неисправности двигателя якобы содержалась именно в вырезанной части.
Глава комиссии Вацлав Берчиньский заявил, что в настоящее время в Польше создается аэродинамическая модель разбившегося самолета, с помощью которой эксперты собираются установить все обстоятельства происшедшего.
Ранее Генпрокуратура Польши объявила о начале повторной эксгумации останков жертв авиакатастрофы под Смоленском. Как заявляют представители ведомства, это должно помочь установить все обстоятельства трагедии.
По данным польских СМИ, ряд родственников погибших высказался категорически против новой экспертизы.
Последний рейс первого борта. Памяти жертв смоленской авиакатастрофы | Фотогалерея
Последний рейс первого борта. Памяти жертв смоленской авиакатастрофы | Фотогалерея
«Большие объявления, большой шум»
Глава государственной комиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Мачей Ласек, комментируя в разговоре с корреспондентом ТАСС выводы новой польской комиссии, сказал, что никакие фрагменты из записей черных ящиков польского президентского авиалайнера Ту-154М не вырезались.
По его словам, эти выводы — «следствие нехватки знаний и опыта» членов подкомиссии. «Ни члены комиссии, ни прокуратура не обнаружили никаких следов манипуляций», — констатировал эксперт.
«Главная проблема этой группы заключается в том, что никто из работающих в ней никогда не исследовал авиапроисшествия. Можно только сожалеть, что для расследования этой катастрофы были выбраны люди, не имеющие никакого опыта», — заметил Ласек.
Бывший глава МИД, лидер крупнейшей оппозиционной партии Польши «Гражданская платформа» Гжегож Схетына и вовсе назвал деятельность новой комиссии «неловким спектаклем».
«Большие объявления, большой шум. А оказывается, что позор, что ничего нет. Мы сейчас слышим о «фальшивых голосах» или «фальсификации записей в черных ящиках». Это — дальнейший спектакль самокомпрометации министра Мацеревича и членов комиссии», — цитирует РИА Новости слова Схетыны.
История об убийственном самодурстве
Самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского потерпел крушение 10 апреля 2010 года при заходе на посадку в аэропорту «Смоленск-Северный». На борту находились 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа, летевших на траурные мероприятия в Катыни. Все они погибли.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в ходе расследования установил, что все системы самолёта до столкновения с землёй работали нормально; из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки, о чём экипаж был извещён. МАК назвал причинами катастрофы неправильные действия экипажа самолёта и психологическое давление на него.
Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши признала причиной катастрофы ошибку экипажа, выделив в качестве фактора происшествия недостаточное аэронавигационное обеспечение полёта со стороны диспетчеров аэродрома Смоленск-Северный, и указала на недостатки в техническом обеспечении аэродрома.
Данные выводы категорически не устроили на тот момент оппозиционную партию «Закон и справедливость», чьим лидером и идеологом в течение долгого времени был Ярослав Качиньский — экс-премьер и брат-близнец погибшего президента. Представители этой партии активно высказывались в пользу версии о том, что президент Польши стал жертвой «российского заговора».
В какой-то степени Ярослава Качиньского можно понять. Ведь реальные материалы указывают на то, что подлинной причиной катастрофы стало настойчивое желание его брата приземлиться в Смоленске, дабы успеть на мероприятия в связи с 70-летием так называемого «Катынского расстрела». В результате страх пилотов потерять работу оказался сильнее инстинкта самосохранения, заставив их пойти на посадку в крайне неблагоприятных погодных условиях и вопреки мнению российских диспетчеров.
Разумеется, Ярослав Качиньский не хотел бы, чтобы катастрофа под Смоленском осталась в истории как ярчайших пример убийственного самодурства польской элиты. Поэтому, после победы партии «Закон и справедливость» на выборах осенью 2015 года, тема «российского заговора», связанного с гибелью Леха Качиньского, стала раскручиваться с новой силой.
Откровения пана Мацеревича
«Локомотивом» этого процесса стал Антоний Мацеревич, занявший пост министра обороны Польши. Именно под «крышей» министерства обороны была образована нынешняя комиссия по расследованию авиакатастрофы.
Мацеревич в Польше известен как человек, помешанный на поиске «русских шпионов» и «агентов просоветского режима». На этой почве он спровоцировал целый ряд громких политических скандалов, приводивших даже к отставке правительства.
Чтобы понять, о каком человеке идет речь, достаточно привести пару его свежих высказываний.
В интервью польскому телеканалу TVP Info Мацеревич, говоря о Волынской резне, в которой десятки тысяч поляков погибли от рук украинских националистов, заявил, что геноцид был спровоцирован ... Москвой: «Настоящим врагом, тем, кто начал и который использовал часть националистических украинских сил для этого страшного преступления геноцида, является Россия. Там — источник этого страшного несчастья».
В интервью тому же телеканалу Мацеревич назвал Варшавское восстание «крупнейшей битвы Второй мировой войны», заметив, что его историческое значение заключается в том, что оно замедлило наступление Красной армии, и тем самым предотвратило попадание западноевропейских стран в зависимость от СССР.
После этого совершенно очевидно, каких именно выводов о причинах катастрофы под Смоленском стоит ждать от комиссии, организованной этой персоной.
В марте 2016 года Мацеревич, выступая на международной конференции «Современная политика: конфликты и терроризм», заявил: «Стоит помнить, что Польша была первой жертвой терроризма в 30-е гг. После Смоленской катастрофы мы можем сказать, что Польша стала первой жертвой терроризма в рамках современного конфликта, который разыгрывается на наших глазах... Я имею в виду гибель польской делегации под Смоленском».
Особенности национальной экспертизы
После катастрофы 2010 года Антоний Мацеревич возглавил парламентскую группу по выяснению причин смоленской катастрофы. Политик утверждал, что на основании заключений экспертов ему удалось доказать, что «катастрофа в Смоленске была спланирована российскими спецслужбами для восстановления влияния на бывшей территории империи и согласована с Германией».
Проверкой выводов «комиссии Мацеревича» занялась польская прокуратура, которая обнаружила, что собранные политиком «эксперты» имеют довольно смутное представление о предмете расследования.
Так, главный эксперт — профессор Веслав Биненда — не знал о том, каков размах крыльев у Ту-154. Еще один эксперт, профессор Обрембский, погрузил прокуроров в глубокий шок, сообщив, что владеет всей полнотой навыков для расследования — в детстве он клеил модели самолетов и однажды лично видел взрыв бытового газа.
На этом, собственно, всю историю о «заговоре» можно было бы закрыть, но упрямый Мацеревич, добравшись до поста министра обороны, вновь принялся расследовать «заговор».
Пугало «российской угрозы»
Глава парламентской фракции «Гражданская платформа» Славомир Нойманн, комментируя весной 2016 года возобновление Мацеревичем расследования катастрофы в Смоленске, в эфире польского радио заметил: «Это будет что-то невероятное, потому что мы снова услышим об искусственном тумане, железной березе и колбасках, взрывающихся при готовке. Такой цирк, который создает Мацеревич — не нужен. Это выставляет Польшу на посмешище». Как показали последние «сенсационные» разоблачения, пан Нойманн не ошибся.
У нынешних польских властей есть и вполне приземленная задача, ради которой «раскручивается» дело о «российском заговоре».
Мацеревич в одном из своих интервью назвал Польшу «фронтовым государством» и потребовал на этом основании размещения на её территории воинских контингентов НАТО.
Процесс этот уже начался, и внутри самой Польши отношение к нему, мягко говоря, неоднозначное. Чтобы обеспечить поддержку таким планам, необходимо вновь и вновь подогревать тему «российской угрозы». Именно для этой цели и используется катастрофа 2010 года под Смоленском.