Инклюзивное образование
С 1 сентября 2016 г. введены новые стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с умственной отсталостью. Это не значит, что все школы разом обязаны принять в обычные классы детей с ДЦП, слабослышащих, с синдромом гиперактивности или аутизмом и т. д. Но постепенно должны.
Робототехника
Робототехника вводится либо внутри уроков технологии в качестве курса, либо как кружок. Это пока только рекомендация, но часть школ уже активно переходит на новые программы с этого учебного года.
Изменения в ГИА-9
С этого учебного года выпускникам 9-х классов для получения аттестата придётся хорошо сдать 4 предмета (два обязательных — русский и математику — и два по выбору). До этого двойки на экзаменах по выбору не влияли на получение аттестата.
Уроки финансовой грамотности
Появятся во всех школах уже в этом учебном году в виде тем на уроках обществознания или в рамках внеурочной деятельности (кружков). Уже подготовлены методические пособия и учебники. Учителя до 2017 г. должны будут пройти специальные курсы подготовки.
Всероссийские проверочные работы (ВПР)
Это итоговые контрольные для выпускников начальной школы. Весной 2017 г. четвероклассники обязательно будут писать ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру. Далее подобные итоговые контрольные будут введены по всем предметам в конце каждого года обучения.
«5» по «физре» за нормы ГТО
Такие рекомендации Минобрнауки направило в регионы. За невыполнение нормативов двойки ставить не будут.
Новшества в ЕГЭ
Практически во всех предметах исключат тесты, даже в физике, химии и т. д. В ЕГЭ по иностранным языкам школьники будут сдавать устную часть с помощью компьютера и с записью ответа на аудионосители (ранее была беседа с преподавателем). Обсуждается возможность введения обязательного ЕГЭ по истории. Это может произойти уже в этом году.
ЕГЭ для учителей
С 2016 г. вводится исследование профессиональных компетенций педагогов. Проверки будут массовыми и обязательными по всей стране.
Комментарий специалиста
Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»:
— Введение стандартов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья — это самый большой шаг вперёд. Раньше всех этих ребят отправляли в коррекционные классы или даже загоняли в специнтернаты, делая их изгоями. Это большой шаг к открытости и гуманизации образования. Но нельзя торопиться. Если нет условий и подготовленных педагогов, то инклюзивное образование принесёт только вред.
Международное тестирование 15-летних школьников показало, что наши дети в финансовой грамотности ориентируются лучше сверстников из Франции, Израиля, Хорватии и других стран. И лучше собственных родителей! Робототехника, как и финансовая грамотность, — очень современно и своевременно! Исследование компетенций учителей нужно, чтобы ответить на вопросы, почему без репетиторов ЕГЭ не сдать, почему не хватает только уроков. Надо понять, какие нужны дополнительные курсы педагогам, чтобы они могли лучше учить детей.