Физик родился
Говорят, 20% людей рождаются потенциальными инженерами. Если любимое занятие ребёнка - разбирать и ломать игрушки или папины часы, пытаясь понять, как там всё устроено, то это он, прирождённый технарь. Видимо, эти цифры близки к истине, если посчитать, сколько 11-классников выбирают физику для сдачи на ЕГЭ. Как раз 20-25%. И их количество растёт год от года. В этом году во многих регионах заметно больше ребят решили сдать историю, химию и биологию.
«Мы отследили настрой семей с 2008 г. Выяснилось, что интерес к экономическим, менеджерским и юридическим специальностям падает, - говорит Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. - Хотя всё равно на них нацелено больше половины семей. Нет и особого повышения интереса к техническим специальностям. Зато он есть к педагогическим. На педуниверситеты в основном ориентированы ребята, семьи которых не готовы платить репетиторам за натаскивание на ЕГЭ. Во-первых, сейчас вырос спрос на социальную сферу, на людей, которые владеют современными образовательными технологиями, умеют работать с другими - объяснять, учить. Поэтому педагогические специальности дают людям довольно широкий выбор применения, построения карьеры. Во-вторых, зарплаты в госсфере гарантированы. Плюс в педвузах достаточное число бюджетных мест, а на экономику и прочие гуманитарные специальности оно последовательно снижается».
Какой выбор?
«Интерес к учительским профессиям часто обусловлен расчётом, - считает Олег Лялякин, учитель истории и обществознания московской школы № 1393. - В некоторых регионах местные власти, чтобы обеспечить приток в школы молодёжи, неплохо доплачивают молодым специалистам. Бывает, закончив педвуз, люди работают в школе, пока действуют эти доплаты, а параллельно осваивают смежную специальность (скажем, учитель иностранного языка - профессию переводчика) и потом уходят в другую отрасль. С детьми работать не сахар.
Объяснима и стабильная популярность обществознания на ЕГЭ - значительное число детей к окончанию школы не могут определиться, кем они хотят быть в жизни. Часто выбирают любой вуз, где не надо знать математику (её и учить, и сдавать сложно). К тому же им кажется, что, имея гуманитарную специальность, они легче найдут работу. Этот стереотип сложился лет 20 назад, когда начались рыночные реформы и стране не хватало людей, в частности, с юридическим образованием. Но это иллюзия!»
В кого государство готово вкладывать деньги?
Направления подготовки, на которые выделено более 1000 бюджетных мест на 2015-2016 гг. (по данным приказа Минобрнауки). | Количество мест |
Педагогическое образование (в т. ч. по двум профилям) | 4182 |
Строительство | 3971 |
Электроэнергетика и электротехника | 2394 |
Информатика и вычислительная техника | 2369 |
Агрономия и агроинженерия | 2209 |
Экономика* | 2041 |
Менеджмент* | 2035 |
Юриспруденция | 1831 |
Информационные системы и технологии | 1704 |
Прикладная математика и информатика | 1537 |
Прикладная информатика | 1484 |
Химическая технология | 1360 |
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов | 1319 |
Техносферная безопасность | 1319 |
Инфокоммуникационные технологии и системы связи | 1181 |
Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств | 1119 |
Биология | 1100 |
Технологические машины и оборудование | 1079 |
*Для сравнения: в 2013 г. бюджет оплачивал обучение 10 311 экономистов и 7986 менеджеров. |
Маразмы из школьных сочинений
Как-то на уроке читали рассказы «Война и мир», «Преступление и наказание». На всех этих произведениях припоминается трава, природа.
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой приводит в пример великий и могучий дуб, который уже много веков стоит, много видит, а изменить что-либо не может. Он помог Андрею Болконскому понять, что не стоит жить ради войны и уничтожения.
Пьер был светский человек и поэтому всегда мочился духами.