Инженеры, да не те
Только на высшее и послевузовское образование государство в прошлом году потратило 537 млрд руб. Но никакой уверенности в том, что врач или инженер, получивший диплом вроде бы эффективного вуза, может лечить, а не калечить, создавать летающие спутники, а не падающие, до сих пор нет. «Куда уходят миллиарды в образовании? - интересуется Сергей Недорослев, предприниматель, владеющий рядом предприятий в аэрокосмической промышленности, сопредседатель «Деловой России». - У меня в инженерном центре работают 250 человек. Чтобы они стали профи, на допобразование каждого я потратил по 60 тыс. евро. Чем в таком случае занимаются технические вузы? Ну и зачем я плачу своими налогами - и лично, и от предприятия - за их деятельность?»
О каком возрождении отечественной промышленности и импортозамещении можно говорить, когда некому работать? Государство признало, что, если мы хотим иметь сильную страну, ставку надо делать на инженеров, педагогов и врачей. Но пошло при этом извращённым путём.
«Поняв, что этих специалистов зарплатами не заманить, - говорит Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, - государство теперь заказывает обучить в три раза больше инженеров, педагогов и врачей, чем в них есть необходимость, предположив, что все они так или иначе будут протекать через профильную отрасль и кто-то там останется. Это очень плохая стратегия! Мы тратим на обучение в три раза больше денег. К тому же в отраслях, куда мы настойчиво пытаемся привести людей, при таком подходе остаются худшие, не нашедшие применения в другом месте».
Руки нужнее головы?
И всё же в российских реалиях считается: плохое высшее образование лучше его отсутствия. Почти половина выпускников школ идут в вузы за чем угодно: чтобы получить отсрочку от армии, потому что не хотят идти на низкоквалифицированную работу, потому что вуз - это престижно и т. д.
«Это образование для социализации, не дающее профессию и даже предпрофессию, - считает Ярослав Кузьминов. - Потому что у нас короткая общеобразовательная школа. И по крайней мере первые два курса вузы додают то, что должна была бы дать школа. Чего хочет сегодняшняя молодёжь? Только «белая» необременительная работа и только высокие заработки. А реалии рынка другие. Экономика 2015-2018 гг. предъявит дополнительный спрос на позиции, где надо работать руками и за относительно небольшую зарплату. Поэтому важно развивать прикладной бакалавриат, когда после второго курса студент уходит работать на производство, осваивает современные технологии (за что платит государство), а потом получает диплом о высшем образовании. То есть вроде бы профессия рабочая, но без понижения статуса. Попытка ограничить высшее образование, заместить его техникумами и подготовкой рабочих социально опасна, так как натолкнётся на неприятие 80-90% семей».
Выпускникам этого года уже пора определяться, куда они будут поступать, чем руководствоваться.
«На мой взгляд, критерии качества вуза - высокие баллы ЕГЭ, - считает Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, - количество иностранных студентов, а также взрослых, которые приносят свои деньги, чтобы получать второе высшее образование, а не студенты, которые пришли косить от армии».