Инженеры, да не те
Только на высшее и послевузовское образование государство в прошлом году потратило 537 млрд руб. Но никакой уверенности в том, что врач или инженер, получивший диплом вроде бы эффективного вуза, может лечить, а не калечить, создавать летающие спутники, а не падающие, до сих пор нет. «Куда уходят миллиарды в образовании? - интересуется
Сергей Недорослев, предприниматель, владеющий рядом предприятий в аэрокосмической промышленности, сопредседатель «Деловой России». - У меня в инженерном центре работают 250 человек. Чтобы они стали профи, на допобразование каждого я потратил по 60 тыс. евро. Чем в таком случае занимаются технические вузы? Ну и зачем я плачу своими налогами - и лично, и от предприятия - за их деятельность?»
О каком возрождении отечественной промышленности и импортозамещении можно говорить, когда некому работать? Государство признало, что, если мы хотим иметь сильную страну, ставку надо делать на инженеров, педагогов и врачей. Но пошло при этом извращённым путём.
«Поняв, что этих специалистов зарплатами не заманить, - говорит Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, - государство теперь заказывает обучить в три раза больше инженеров, педагогов и врачей, чем в них есть необходимость, предположив, что все они так или иначе будут протекать через профильную отрасль и кто-то там останется. Это очень плохая стратегия! Мы тратим на обучение в три раза больше денег. К тому же в отраслях, куда мы настойчиво пытаемся привести людей, при таком подходе остаются худшие, не нашедшие применения в другом месте».
Руки нужнее головы?
И всё же в российских реалиях считается: плохое высшее образование лучше его отсутствия. Почти половина выпускников школ идут в вузы за чем угодно: чтобы получить отсрочку от армии, потому что не хотят идти на низкоквалифицированную работу, потому что вуз - это престижно и т. д.
«Это образование для социализации, не дающее профессию и даже предпрофессию, - считает Ярослав Кузьминов. - Потому что у нас короткая общеобразовательная школа. И по крайней мере первые два курса вузы додают то, что должна была бы дать школа. Чего хочет сегодняшняя молодёжь? Только «белая» необременительная работа и только высокие заработки. А реалии рынка другие. Экономика 2015-2018 гг. предъявит дополнительный спрос на позиции, где надо работать руками и за относительно небольшую зарплату. Поэтому важно развивать прикладной бакалавриат, когда после второго курса студент уходит работать на производство, осваивает современные технологии (за что платит государство), а потом получает диплом о высшем образовании. То есть вроде бы профессия рабочая, но без понижения статуса. Попытка ограничить высшее образование, заместить его техникумами и подготовкой рабочих социально опасна, так как натолкнётся на неприятие 80-90% семей».
Выпускникам этого года уже пора определяться, куда они будут поступать, чем руководствоваться.
«На мой взгляд, критерии качества вуза - высокие баллы ЕГЭ, - считает Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, - количество иностранных студентов, а также взрослых, которые приносят свои деньги, чтобы получать второе высшее образование, а не студенты, которые пришли косить от армии».

Прощай, мороженщик! Какие профессии могут исчезнуть из колледжей
Не кочегары мы. Работодатели жалуются на низкую квалификацию выпускников
«Мы искусственно понижаем наш потенциал». Эксперты об отмене магистратуры
Требуются инженеры. Почему выпускники выбирают «не те» специальности