Примерное время чтения: 9 минут
29177

Профессия недели: учитель. 10 фактов

Сюжет Профессия недели: учитель
Категория:  Образование

5 октября в России отмечают День учителя. АиФ.ru собрал 10 интересных фактов из истории профессии. 

Учитель — одна из древнейших профессий

Первые школы появились в странах Древнего Востока (Китай, Индия, Вавилон, Ассирия) в IV–V тысячелетии до н. э. В Древней Руси после принятия христианства в 988 году князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей» . Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счёту.

Ученики Архангельской земской школы Нолинского уезда Вятской губернии, 1890-е годы. В классе 35 учеников, из них 23 мальчика
Ученики Архангельской земской школы Нолинского уезда Вятской губернии, 1890-е годы. В классе 35 учеников, из них 23 мальчика. Фото: Commons.wikimedia.org

Россияне доверяют учителям, но считают профессию непрестижной

По данным опроса ВЦИОМ, учителя пользуются высоким доверием общества. В 2013 году рейтинг профессии педагога, с точки зрения доверия, составил 3,72 балла из пяти возможных (выше показатель только у учёных — 3,86 балла). 

Однако по остальным критериям специальность педагога существенно уступает другим сферам. Например, с точки зрения престижности, работа преподавателя получает оценку чуть ниже «тройки» — 2,90 балла. По критерию перспективности (т. е. насколько родители хотят видеть своих детей представителями данной профессии) — 2,57 балла, а по критерию доходности — 2,77 балла. Тем не менее за последние три года рейтинг доходности учителей несколько вырос (с 2,27 до 2,77 балла).

В Древней Греции педагогами называли рабов

Терракотовая статуя раба-педагога в Древней Греции
Терракотовая статуя раба-педагога в Древней Греции. Фото: Commons.wikimedia.org

Слово «педагогика» в переводе с древнегреческого означает буквально «детовождение, детоведение». В Древней Греции педагогами называли рабов, часто неспособных к физическому труду, которые провожали ребёнка в школу и забирали его после занятий.

А вот учителей арифметики древние греки именовали калькуляторами. Это слово в переводе с латинского означает «счётчик, счетовод» и происходит от слова calculus — «камешек» (камешки использовались для счёта).

В послереволюционной России учителей стали называть «шкрабами». Шкраб — сокращение от «школьный работник».

Средняя зарплата учителя в России — 37 тысяч рублей

За последний год в России средняя заработная плата учителей выросла более чем на 20 % и составила почти 37 тысяч рублей в месяц. В Москве педагоги стали получать в два раза больше, по сравнению с 2010 годом — до 64 тысяч рублей, по данным департамента образования.

Однако результаты исследования Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ показали, что сами педагоги особого повышения своего благосостояния не почувствовали: большинство вынуждено подрабатывать, а у половины нагрузка в школе возросла.

Количество учителей в России уменьшается

Десять лет назад в России было 1,7 миллиона педагогов, а сейчас только 1,2 миллиона. При этом средний возраст школьных преподавателей приближается к пенсионному, но возрастные педагоги не спешат уходить на пенсии.

Учителям положен короткий рабочий день и длинный отпуск

По норме, педагог должен работать от 18 до 36 часов в неделю. Обычная норма офисных служащих — 40 часов в неделю. 

Отпуск преподавателей составляет от 42 до 56 календарных дней, в то время как обычный срок ежегодного оплачиваемого отпуска — 28 дней. К тому же преподаватели имеют право на длительный отпуск сроком до года с сохранением должности. Но не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы.

Кроме того, пенсия по старости назначается ранее установленного законом возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность.

Дворянские дети в основном обучались у иностранных гувернёров

Первые гувернёры появились в России в эпоху Петра I. А после того, как в 1737 году императрица Анна Иоанновна издала указ об образовании дворянских детей, в страну хлынул целый поток иностранцев. Среди гувернёров было много немцев, англичан, итальянцев, но уже в 1750-х годах наиболее востребованы оказались французы, а также франкоговорящие швейцарцы. Зачастую это были люди без какого-либо образования, их брали в гувернёры лишь за знание иностранного языка.

Гувернёра предпочитали брать немолодого и женатого, среди гувернанток более всего ценились немолодые, а из молодых — некрасивые (что должно было гарантировать серьёзность и отсутствие любовных связей с членами семьи).

Приезд гувернантки в купеческий дом (1866 г.) Худ. Василий Перов
Приезд гувернантки в купеческий дом (1866 г.) Худ. Василий Перов. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1834 году было издано Положение о домашних наставниках и учителях, согласно которому они должны были быть непременно христианами и российскими подданными. 

Раздельное обучение в России отменили в 1919 году

До начала XX века мальчики и девочки обучались раздельно. В России символом элитного закрытого учебного заведения для представительниц прекрасного пола стал Смольный институт благородных девиц, основанный в 1764 году императрицей Екатериной II. Девушки изучали русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, словесность, архитектуру, геральдику, музыку, танцы. Воспитанниц учили, как вести домашнее хозяйство и заниматься рукоделием. 

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889)
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889). Фото: Commons.wikimedia.org

В 1919 году советская власть ввела обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Мотивировалось это стремлением устранить существовавшее до революции неравноправие женщин и мужчин. 

Работа учителя не рекомендуется людям с заболеваниями:

  •  нервно-психическими;
  •  сердечно-сосудистыми;
  •  хроническими инфекционными;
  •  опорно-двигательного аппарата;
  •  речеголосового аппарата;
  •  зрительного и слухового анализаторов.

В некоторых школах до сих пор практикуют телесные наказания учеников

Телесные наказания в школе во многих традиционных культурах, во всяком случае в англоязычных странах, ведут своё происхождение от британской практики XIX и XX веков, это особенно касается битья тростью мальчиков. В самой Великобритании наказания были запрещены лишь в 1987 году. Битьё палкой не было полностью запрещено до 1967 года в Дании и до 1983 в ФРГ.

В России телесные наказания отменили после революции 1917 года. А кое-где такая практика применяется до сих пор. Например, в некоторых школах США, где официально телесные наказания запрещены только в 30 штатах. Американских школьников наказывают ударами по ягодицам изготовленной специально для этого деревянной доской — паддлом. Часто наказание происходит в закрытой обстановке в кабинете директора школы. Многие школы утверждают, что если ученик отказывается от «паддлинга», то ему назначается наказание иным способом, таким как временное отстранение от занятий. Во многих школьных управлениях телесные наказания не применяются без согласия родителей учеников.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах