Так почему же педагоги во многих регионах идут в школу отнюдь не в праздничном настроении, а кое-где, например в Бийске, и вовсе решили начать забастовку? «Проблема в том, что очень часто цифры доходов педагогов - дутые, - говорит Андрей Демидов, сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель». - Да, порой общая сумма заработанного увеличивается, но за счёт чего? Тотальная нищета заставляет учителей хвататься за любые подработки, а в результате страдают дети, на которых времени уже не остаётся».
Эту удручающую ситуацию признаёт и глава Минобрнауки. «Зарплаты повысились не только за счёт текущей работы, - говорит Дмитрий Ливанов. - Материальное стимулирование связано и с дополнительной работой, участием в конкурсах, публикацией педразработок. Поэтому нужно продолжить работу по нормированию труда педагогов. Основная часть их рабочего времени должна быть посвящена работе с детьми, а не связана с непрофильными видами деятельности».
Должна не должна, но учителя недовольны не только маленькими зарплатами. Их гнетёт постоянно увеличивающаяся бюрократическая нагрузка - невероятно выросший документооборот, который заслоняет от них реальные задачи - учить и воспитывать детей. Скажем, согласно новаторским планам руководства от образования каждому учителю вменили в обязанность разрабатывать собственную концепцию преподавания его предмета. Ну и что получилось на деле? Большинство педагогов способны профессионально донести до детей разработанную, обкатанную и спущенную сверху программу, но не умеют придумывать что-то новое (в конце концов, ведь не каждый инженер - изобретатель, а врач - создатель нового направления в медицине). Вот и получается, что учителя, как заправские ученики-двоечники, списывают друг у друга эти самые программы, переставляя буквы и слова с места на место.
Количество странных, а порой и курьёзных инициатив, спускаемых в школы сверху, в последние годы просто зашкаливает. В руководство образованием пришли люди неравнодушные. Но почему бы, прежде чем внедрять в жизнь, не выносить все инициативы на суд педагогической общественности - практики лучше теоретиков смогут разобраться в жизнеспособности той или иной идеи. Именно об этом просят педагоги в открытом письме министру образования.
Пока же система образования ни на какую систему не тянет - лишь хаос и беспорядок. В прошлом году под разными предлогами из разрешённых к использованию для преподавания в школах изъяли более 50% учебников. Учителям срочно приходится перекраивать свои программы, если бы спросили не теоретиков от педагогики, а практиков - наверняка большинство учебников осталось бы. А теперь выброшены миллионы госденег, потраченных на их закупку.
Будем надеяться, в начинающемся учебном году высокие чиновники наконец прислушаются к простым учителям. Надежду на это даёт сам министр образования: «В работе учителя есть множество моментов, которые необходимо учитывать. Например, занятия с проблемными детьми в обычной школе, что не менее, а может, и более важное, чем работа учителя элитного образовательного заведения». Если же правильные слова останутся только словами, то, видимо, это скоро обернётся проблемами для всех. «Непродуманные реформы серьёзно усложняют жизнь педагогам, - говорит Андрей Демидов. - Люди устали и всё активнее готовы перейти от писем к активным действиям - забастовкам и пикетам». И ведь никому не нужно такое развитие событий?