Накануне вечером из аэропорта Петропавловска-Камчатского не смогли вылететь два рейса «Аэрофлота» на Москву. Более двух суток около 400 пассажиров были вынуждены ждать вылета. Как сообщили СМИ представители аэропорта, причина – «в неисправности летной техники» и все пассажиры обоих рейсов будут отправлены в столицу в пятницу.
Однако эксперты высказали сомнение в том, что в одной географической точке, в одно и то же время, два одинаковых самолета (аэробусы А-330) одной и той же компании оказались в ситуации неисправности летного оборудования. Гораздо вероятнее, что техническая неисправность у самолетов была вызвана по внешней причине, связанной с условиями аэропорта.
«Самолеты у Аэрофлота новые. Поэтому это несколько необычная новость – тем более два одинаковых самолета в одном аэропорту, – считает Роман Гусаров, главный редактор сайта «авиа.ру". – Как раз «Аэрофлот летает на очень хорошей технике, у него в России самый молодой парк, а по мировому рейтингу – один из самых молодых парков. У «Аэрофлота как раз с этим хорошо, самолеты покупаются зарубежные, и обслуживаются они очень хорошо. Здесь «Аэрофлот на высоте».
Речь идет не об устаревших морально и физически 15-20-летних Ту-134 или Як-40 (с которыми часто случаются те или иные казусы), а о новейших «Эйрбасах» А-330, каждому из которых не более пяти лет. Новее этих самолетов только А-380, который еще проходит летные испытания.
«Самолеты абсолютно новые, они приходят по одной машине в месяц. Им и года нет - эти самолетам. Я думаю, что, скорее всего, это форс-мажор», - предполагает Борис Рыбак, руководитель консалтинговой компании Infomost.
Вероятнее всего, предполагают эксперты, что в аэропорту города Петропавловск-Камчатский нет современной уборочной техники, способной обеспечить высококачественную расчистку взлетной полосы, как в столичных или европейских аэропортах.
В итоге суперсовременная электроника новейших аэробусов (которая, кстати, рассчитана на чистые взлетные полосы) А-330 блокирует возможность взлета борта по такой полосе. Компьютер идентифицирует комки грязи и мусора как угрозу для двигателя, и, соответственно, оценивает взлет с такой полосы как небезопасный, выдавая автоматический запрет.
«Одна из версий - это возможное попадание посторонних предметов – это либо камни, лед, либо мусор - что у них там на полосе, – предполагает Роман Гусаров. - Если такое, то тогда здесь, если это подтвердится – то это будет претензии к аэропорту. Если обнаружится, что что-то попало, посторонние предметы, то это задача аэропорта следить за ситуацией в районе аэродрома и убирать взлетно-посадочную полосу, чтобы там мусора не было».
Что характерно, другие крупные авиакомпании с подобными проблемами не сталкиваются по простой причине – они используют на внутрироссийских рейсах более старые машины, оснащенные менее «разборчивой» электроникой.
«Аэрофлот» же фактически пострадал от того, что, сделав своей целью удобство и комфорт пассажиров во время почти девятичасового перелета, поставил на ежедневные рейсы в самый удаленный регион России новейшие самолеты.
Похоже, с аэропортами в России ситуация обстоит еще драматичнее, чем с самолетным парком. Но если закупка современных самолетов – дело дорогое и окупается не быстро, то уж привести в порядок взлетно-посадочную полосу гораздо дешевле и проще.