Казалось бы, нацпроект «Здоровье», начавшийся в 2006 году с обновления службы «скорой помощи», должен был покончить с извечными к ней упрёками. Что изменилось за это время? Корреспондент «АиФ» провёл день на станции скорой помощи центральной районной больницы города Бежецка Тверской области.
Следы побывавшего здесь нацпроекта замечаю уже во дворе - четыре новенькие «газели» на фоне доживающих свой век уазиков смотрятся шикарно.
«Машины хорошие - зимой в них не холодно, оборудование современное, бегают быстро - но «сырые», - встречает меня старший фельдшер Василий Дьяконов. - Оно и понятно: при выпуске стольких спецавто на всю страну за год особого качества не жди. У нас же проблема - дороги. Раньше в любом колхозе, если ждут «скорую», зарядят тракториста и дорогу почистят. Или на лошади с санями, или по весенней распутице телегой встретят, если машина застрянет. Теперь нет колхозов, трактористов и лошадей. Но если бабушке плохо - мы должны доехать. Едем, буксуем. А что делать - 3 км её до машины на своём горбу тащить?»
Ещё из приобретений на средства нацпроекта - три дефибриллятора. На всё остальное - форму медикам, фельдшерские сумки и ремонт, которого здание не видело со дня сдачи в эксплуатацию, не говоря уже о таких необходимых новинках, как, например, вакуумный матрас для пациентов с переломами, - денег нет.
Умирает больше
Сердце «скорой» - диспетчерская. Здесь мы и разговорились с медиками о наболевшем, пользуясь коротким затишьем.
«С 1 марта у нас отняли 80% «ночных» (надбавка за ночные дежурства. - Прим. ред.) и половину «колёсных» (доплата за разъездной характер работы. - Прим. ред.). У водителей сняли надбавку в 2 тысячи рублей. Я бы хотел президента и губернатора спросить: как так можно?! - возмущается Дьяконов. - Участковая медсестра получает зарплату больше моего фельдшера. А разве можно сравнивать их работу? Та посидела три часа на приёме, рецептики на компьютере распечатала - и домой. А мы в любую погоду едем на вызов, собираем с улиц пьяниц и бомжей, вытаскиваем с того света попавших в ДТП и инфарктников, принимаем роды».
«Чиновники поток денег направили не туда, - продолжает Валентина Бовгар, фельдшер по приёму вызовов. - Вложили огромные средства в офисы семейных врачей на селе. От нас многие поубегали на должности ВОПов (врач общей практики. - Прим. ред.). Зарплата хорошая, и работать почти не надо. В 9 утра их на машине из города привезут, в пять вечера увезут. Суббота, воскресенье и праздники - выходной. Всё это время работать за них будет «скорая». Только фельдшер получит 10 тысяч в месяц, а семейный врач - 40 тысяч. Это глупость великая. Потому и народу стало больше умирать - помощь-то людям не оказывается…» «У нас фельдшеры и водители сами поголовно не слишком здоровые, - говорит Александр Кудакоцев, завотделением скорой помощи Бежецкой ЦРБ. - Половина имеет группу инвалидности. К сорока годам гипертония у всех, у многих остеохондроз, межпозвоночные грыжи. Чтобы подзаработать, фельдшеры и водители вынуждены брать дополнительные смены, а это сказывается бессонницей и повышенным давлением». «И население разное, - продолжает фельдшер Вячеслав. - Какой-нибудь пьянчуга или бандит за 10-минутную задержку вызова может и кулаком по лицу двинуть».
67 вызовов в сутки
Поступил вызов - температура у мальчишек 13 и 15 лет. Уже через минуту после того, как диспетчер положила трубку, машина выехала по адресу. И как прорвало. Следующий звонок из салона связи: у мужчины начались судороги. Выезжаем тут же. Взволнованная сотрудница салона встречает нас словами: «Вас пока дождёшься - умереть можно!» Хотя реально с момента вызова прошло не более 10 минут. Доставляем пациента в приёмное отделение больницы и возвращаемся на станцию. Снова срочный вызов: у женщины опухает лицо. На месте оказалось, что не всё так страшно. У больной отекли веки. Как объяснила мне фельдшер Оля, это реакция на популярное лекарство от простуды. Пациентке сделали укол, вернулись на базу. А диспетчер уже вручает бригаде новый адрес: у женщины онемела рука...
В среднем три-четыре дежурные бригады принимают 67 вызовов в сутки. Но среди них вызовов именно для «скорой», то есть экстренных, угрожающих жизни случаев, не так уж много. Некоторые звонят по «03», потому что не смогли в течение дня дойти до поликлиники. Терпят боль, а под вечер, когда становится невмоготу, вызывают «скорую».
Есть приказ о том, что «скорая» обязана ехать абсолютно на все вызовы, даже если придётся просто померить давление бабушке. Но первоочередные - к детям, в общественные места, на ДТП, заводы.
…Тот день на «скорой» выдался относительно спокойным - обошлось без смертей, ДТП, инфарктов - всего того, из чего состоит обычная работа фельдшеров. И слава Богу!