Ещё совсем недавно покупку квартиры за пределами МКАД трудно было назвать удачной: проблемы с транспортом и инфраструктурой сводили на нет все достоинства этой местности. Но постепенно ситуация изменилась. Расширение Москвы в 2012 году, появление в Подмосковье метро и другого общественного транспорта привело к тому, что жильё за пределами Московской кольцевой автодороги стало альтернативой квартире в «старой» Москве. АиФ.ru узнал у экспертов, где сегодня комфортнее и дешевле жить за пределами МКАД.
Разница в стоимости между квартирами в Новой Москве и Подмосковье составляет около 30 %. Однако важность московской прописки постепенно снижается, считает Михаил Подрабинек, руководитель Cottage.ru. Качество работы поликлиник, общеобразовательных школ в области за последнее время растёт. Тем не менее этот фактор, а также перспективы развития территорий Новой Москвы являются пока основными причинами притяжения покупателей жилья, а значит, и его повышенной стоимости.
«На первичном рынке недвижимости Новой Москвы, по состоянию на конец июня, средняя цена предложения в сегменте эконом-класса составила 108,2 тыс. руб./кв. м. В Подмосковье такое же жильё стоит 84,6 тыс. руб. за „квадрат“», — рассказал АиФ.ru Александр Энгель, руководитель отдела новостроек ГК «МИЦ».
Пригород столичного типа
Преимущества и недостатки жизни в Подмосковье зависят от конкретного месторасположения. «Западные районы Подмосковья отличаются прекрасной экологией, хорошей транспортной доступностью, развитой социальной и бытовой инфраструктурой. За счёт престижности направления здесь сложился довольно высокий уровень цен. На востоке и юго-востоке Подмосковья жильё, наоборот, одно из самых доступных. Однако это обусловлено различными недостатками — большим количеством промышленных предприятий, неважной транспортной доступностью», — считает Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп».
По сведениям эксперта, цены на недвижимость в Подмосковье напрямую зависят от конкретного города и в среднем составляют для Одинцово — 86,6 тысячи рублей за квадратный метр, для Красногорска — 105,1, для Реутова — 95,5, для Мытищ — 86,4, для Видного — 74,6, для Химок — 90,5, для Люберец — 88,7, для Балашихи — 66,5, для Котельников — 94,3, для Долгопрудного — 72,9, для Дзержинского — 71,3.
Транспорт превыше всего
«В целом, на рынке новостроек складывается тенденция перетекания спроса из Москвы в ближайшее Подмосковье. Особенно ярко эта ситуация заметна в городах, где в ближайшие годы планируется открытие метро», — рассказала руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «НДВ-Недвижимость» Елизавета Гудзь.
Например, Люберцы, расположенные на, казалось бы, не престижном юго-восточном направлении, вышли в лидеры по транспортной доступности благодаря появлению в городе метро. Реутов стал первым городом за пределами МКАД, куда в 2012 году «дотянулась» подземка (станция «Новокосино»), в результате чего он занял лидирующие позиции в Московской области по уровню цен на недвижимость. В перспективе улучшение транспортной доступности города ожидается главным образом за счёт строительства лёгкого метро.
До Мытищ сегодня можно добраться по Ярославскому и Осташковскому шоссе или на электричке: в черте границ г. Мытищи расположены одна ж/д станция и четыре платформы. Кроме того, ярославское направление наземного метро стартует одним из первых — уже в 2015 г. Также стоит отметить, что в Мытищах сейчас активно прорабатывается вопрос строительства станции «подземки» за счёт инвесторов.
Новые москвичи с правами старых
К достоинствам Новой Москвы можно отнести прежде всего столичную регистрацию. Благодаря штампу в паспорте, жители Новой Москвы могут рассчитывать на различные социальные выплаты. Например, минимальная пенсия в Новой Москве почти на 25 % выше, чем в Подмосковье. Ощутимую выгоду можно получить и при оплате коммунальных услуг. Например, газ для москвичей стоит 4,364 руб. за кубометр, а для жителей области — 4,495 руб. Кроме того, Новая Москва, за редким исключением, отличается благоприятной экологической обстановкой.
К минусам Новой Москвы можно отнести то, что в данный момент на присоединённых территориях прослеживается недостаток рабочих мест, а планы правительства пока что не определены. «Утверждение генплана Новой Москвы запланировано на 2015 год. Это сдерживает темпы строительства, в том числе транспортной и социальной инфраструктуры», — считает Елена Щепкина, ведущий аналитик ГК «Премьер». По мнению эксперта, есть у Подмосковья и свои плюсы. К ним можно отнести то, что здесь больше выбор квартир (в Новой Москве вводится в 2 раза меньше жилья, чем в Московской области), и то, что квартиры в Подмосковье более комфортные и благоустроенные (если сравнивать жильё Новой Москвы и области, то площадь квартиры за те же деньги в Подмосковье будет больше).
Эх, дороги…
Сегодня загруженность автодорог Новой Москвы и Подмосковья практически идентична, чего не скажешь об их качестве. Плохое состояние автодорог в Подмосковье в сравнении с дорогами Новой Москвы — известный факт, который не может не влиять на стоимость жилья, несмотря на заявления подмосковных властей о том, что ситуация должна в ближайшее время улучшиться. Дело в том, что на содержание и ремонт дорожного полотна в 2014 году в области выделено более 15 миллиардов рублей, а на те же работы в Москве — в 3 раза больше. И это при том, что протяжённость дорог в столице в разы меньше, чем в Московской области (около 5 тыс. км против 14 тыс. км).
Согласно планам правительства, развитие автодорог в Новой Москве начнётся с Калужского шоссе. В будущем эта трасса должна стать основной транспортной артерией Новой Москвы. Уже сегодня ведутся работы по реконструкции шоссе, в планах — его расширение и строительство новых развязок, рассказал Александр Энгель.
Где лучше покупать квартиру
Мнения экспертов о том, где лучше покупать квартиру — в Москве или Подмосковье, разделились. По мнению Елены Щепкиной, нередко москвичи упорно «цепляются» за Москву из-за застарелых стереотипов, причём часто это касается и Новой Москвы. К этим стереотипам можно отнести: 1) желание иметь столичную прописку, хотя для молодых людей она не настолько важна; 2) нежелание «сниматься» с насиженного места (особенно это касается коренных жителей столицы); 3) нелюбовь москвичей к общественному транспорту (хотя нередко добраться на работу можно значительно быстрее на метро, чем на автомобиле, многие жители мегаполиса выбирают собственный автотранспорт).
«На территории Новой Москвы расширяются автомагистрали, строятся развязки и хордовые дороги, власти активно воплощают в жизнь планы по строительству детских садов, школ, поликлиник. Но и в Московской области активно вводятся новые градостроительные требования и нормы, развивается транспортный каркас, строятся объекты социальной инфраструктуры», — считает Дмитрий Котровский, вице-президент, управляющий партнёр «Химки Групп». По мнению эксперта, в этом смысле разница между Москвой и областью постепенно нивелируется, и в перспективе 10–15 лет подходы к строительству будут едины во всём столичном регионе.
«Учитывая перспективы развития и инвестиционную привлекательность новых территорий, разумно купить квартиру в Новой Москве, — уверена руководитель департамента жилищного строительства группы компаний «Гео Девелопмент» Марина Денискина. — Нужно, конечно, учитывать, что облик присоединённых территорий будет меняться постепенно, и новый мегаполис с развитой транспортной и социальной инфраструктурой мы увидим только через несколько лет. Но потенциал этих территорий высок, и покупка здесь недвижимости в любом случае будет оправдана».