До выборов осталось несколько дней. Из всех стволов палят пропагандистские пушки. Кандидаты соревнуются, «у кого больше»: больше придворных актёров, заслуженных врачей, мускулистых рабочих, больше муки для народных калачей.
Но чем ближе к финишу, тем навязчивее звучит другая тема: тема величия России, её неизбежного светлого будущего. Спор идёт о том, у кого из кандидатов оно светлее, лучезарнее, ближе. Причина устремлённости в зияющее завтра понятна. У народа, слава богу, глаза не на заднице. И когда он поутру, поёживаясь от холодка, выходит на улицу, то видит не лучезарное завтра, не великую Россию, а нашу неприглядную городскую или сельскую явь: толпы на автобусных остановках, нечищеные тротуары, соляную жижу на дороге, сосульки на крыше и…несущихся по встречной полосе заказчиков рекламной кампании о будущем величии.
Бельмо в глазу
Но реальная жизнь - она как бельмо в глазу. Никак не даёт разглядеть рисуемую кандидатами в президенты картину маслом. Когда после работы житель будущей счастливой страны тащится на автобусе в городской пробке, заходит в народный магазин и начинает шарить по карманам в поисках давно обещанного изобилия, он вдруг обнаруживает, что его реальное настоящее (батончик хлебушка, селёдочка, кусок докторской колбасы) снова опередило счастливое завтра и никак не влезает в сказочную «потребительскую корзину». И он начинает думать не об обещанном счастье, а о том, что будет с его семьёй через год или два.
Повод для тревоги есть: число тех, кто опасается впасть в бедность, с 2000 по 2011 г. возросло с 38 до 58%*. Сегодня людей беспокоит не утрата статуса великой державы, не имперская мощь, а рост цен и неуверенность в завтрашнем дне. Убеждать народ, что по просторам России в новых сапогах-скороходах мчится благополучие, совершенно бессмысленно. Вот власть и запела старую советскую песню о великом будущем. Но найдутся ли желающие слушать, а тем более подпевать?
Имеющий уши…
Ведь у народа помимо глаз имеются ещё и уши. И в интервалах между рапортами губернаторов о том, как расцветает глубинка, как быстро и красиво восстанавливаются в сёлах погоревшие крестьянские дома, в уши постоянно залетает какая-нибудь гадость, которая так и норовит испортить ванильный запах предвыборного счастья. Да вот, к примеру, на днях…
После пожара в одном из клубов Волгограда в Москву доставили самолётом несколько обгоревших посетителей. Казалось бы, как здорово! Проявлены забота, оперативность, гуманизм. Для людей, пострадавших от ожогов, это, конечно, хорошо. Но… давайте на минутку отвлечёмся от предвыборных восторгов и подумаем: а что стоит за этим эпизодом? Посудите сами…
Волгоград - один из крупнейших городов России (более 1 млн жителей), административный центр области, активный участник русской истории. Награждён Боевым революционным знаменем ВЦИК (1919 г.), орденом Красного Знамени (1924 г.), город-герой с 1965 г. И даже город - кавалер ордена Почётного легиона Франции! Прославлен на весь мир великой Сталинградской битвой. Это прошлое...
Но ведь и нынешнее очень весомо. Волгоград - один из крупнейших в стране культурных, промышленных и научных центров: 16 вузов и академий, 10 крупных научных учреждений, десятки институтов и лабораторий и… особенно подчеркнём - 69 больниц. И что же?
В этом огромном городе, напичканном крупнейшими гражданскими и военными предприятиями, научными учреждениями, больницами и лабораториями, не нашлось возможностей, чтобы на месте оказать серьёзную медицинскую помощь десятку пострадавших от пожара. Каков же тогда реальный, а не статистический уровень развития наших городов и регионов? Или у нас в стране сохраняется ситуация, когда во главу развития, в основу ценностей ставятся танки, ракеты, подводные лодки, а не человек?
Волгоградский случай (а таких случаев множество) вынуждает задавать крайне неприятные вопросы: а как обстоят дела с заботой о человеке в тысячах и тысячах российских городов калибром и славой поменьше? Не выявляет ли случай с Волгоградом каких-то очень болезненных и глубинных проблем развития России?
На днях Росстат подвёл окончательные итоги переписи населения. Данные неутешительны: с 2002 по 2010 г. количество жителей сократилось на 2,3 млн человек. И самая большая по размерам страна находится на восьмом месте по численности населения. На фоне низкой рождаемости население стареет.
Судя по переписи, особенно сильно страдает село: зарастают и приходят в негодность дороги, исчезают школы, клубы, фельдшерские пункты, деградирует быт. В село не хотят ехать ни врачи, ни учителя, ни специалисты. Потери сельского населения в 3 раза больше, чем городского. В 2002 г. статистики впервые зафиксировали массовое опустынивание российских сёл. И, по прогнозам, этот процесс будет усиливаться. В России ежегодно исчезает около 1000 населённых пунктов.
* * *
Скоро исполнится 100 лет, как Россию развлекают аттракционом «Большое будущее». После краха советского проекта, нацеленного на «догнать и перегнать», который в просторечии назывался «всем покажем кузькину мать», затеплилась надежда, что и вожди, и сами россияне извлекут уроки из неудачного опыта торговли неземными благами. Что власть перестанет наконец надрывать народ ради неясных горных вершин. Что в основу политики будут положены более понятные цели: организация городского и сельского быта, строительство дорог и дешёвых домов, улучшение доступа к медицине, образованию и культуре - словом, всё то, что социологи называют качеством жизни, а А. Солженицын называл «сбережением народа».
Но похоже, что Россия - это не та страна, где усваиваются уроки. Снова, как и при коммунистах, пугают Америкой и Европой. Снова звучат призывы: «Великой стране - великое будущее!» А лидеры вновь повторяют ошибку Фауста: «Но, чтоб утрату счастья заменить, Мы неземное учимся ценить, И в откровенье ждём себе ответа…»
Но ведь судьба доктора Фауста известна...
* Опрос Левада-Центра от 20-23 января 2012 г. среди 1600 человек от 18 лет в 45 регионах, погрешность не выше 3,4%.
Ваше мнение
Почему в России не хотят рожать?
Отправьте на номер 2151 SMS следующего содержания: «Аиф пробел число»
Люди не уверены в будущем — Аиф 21
Не хватает денег поднять детей — Аиф 22
Другой вариант — Аиф 23
SMS платные. Средняя стоимость SMS 3,5 руб. (подробнее здесь).
Сообщения принимаются до 12.00 27 февраля.
Вячеслав Костиков директор аналитического центра «Аргументы и Факты» |