…Анхелито привык к своей потрёпанной «Ладе»: раньше действительно собирался купить другую машину, но теперь уже не хочет. «Зачем? - объясняет Анхелито, копаясь в моторе замасленными руками. - Я знаю её как облупленную. Она меня тоже». Зачастую «Лада» капризничает - недавно ей стукнуло 25 лет: для девушки - хорошо, а вот для автомобиля - плохо. Каждый день повелось, как традиция: едет Анхелито по улице, раздаются зловещие звуки, словно молотком по днищу - «тук-тук-тук», и всё - машина встала намертво. Надо открыть капот, подлить воды и что-то склеить китайской жевательной резинкой (!) (что, я так и не понял): тогда «Лада» снова заводится. «Если честно, я удивлён, почему она ещё ездит, - разводит руками Анхелито. - Бывало, от неё на ходу отваливались старые детали». Новых деталей нет и не предвидится: с 1991 года поставки запчастей из Тольятти на Кубу прекратились. Исчез СССР, а вместе с ним - безвозмездная финансовая помощь. «Ничего, - смеётся Анхелито, - постараюсь справиться - у меня осталось ещё много жвачки».
Древние «Москвичи» и развалившиеся самолёты
…Проспекты и дороги Кубы - словно полёт в советское прошлое на машине времени. На древних, чадящих копотью «Ладах» и «Москвичах» ездят все - частники, таксисты и полиция. Бананы возят на грузовиках-полуторках, известных нам из фильмов про войну. Полуразвалившиеся самолёты Ан-2 летают между городами.
До недавних пор были ещё и автобусы, но они сломались окончательно - даже жвачка не помогла.
- Русские по неизвестной причине испугались продавать нам новые автобусы, - жалуется водитель Мигель. - Сколько писем ни посылали на ваши заводы - нам не ответили. Пришлось покупать транспорт в Китае. А потом партия стала требовать, чтобы люди ездили на великах, экономя бензин, - стали завозить китайские велосипеды.
…Свято место пусто не бывает - стоило России покинуть Кубу, как на наше «пространство» тут же втиснулись предприимчивые китайцы. И нам, так много вложившим в этот остров, теперь остаётся лишь стоять в сторонке и наблюдать. В 2002 году Россия отказалась от построенного ещё при Хрущёве центра электронного слежения в Лурдесе (посёлок неподалёку от Гаваны) и вывела оттуда весь персонал - мол, слишком дорого его содержать. Теперь центр завален заказами от китайских спецслужб: электронная разведка «покрывает» всё южное побережье США, позволяя отслеживать любую активность американских военных. Пять лет назад интерес к Лурдесу проявил и Иран, предлагая оплату наличными за секретную информацию. Короче, всё, как обычно: мы строили и развивали, а пользуются другие.
…Долгие годы экономика Острова свободы была завязана с СССР почти на сто процентов, и это ощущается до сих пор. В кубинской провинции легко наблюдать апокалиптическое зрелище из фильма «Терминатор»: на окраинах городов громоздятся чёрные скелеты обезлюдевших заводов. Некоторые здания (вроде амбициозных электростанций) и вовсе стоят недостроенными - в обветшавших стенах зияют огромные дыры. Тысячи инженеров и специалистов, получивших образование в СССР, в одночасье потеряли работу и разбрелись кто куда. Одни - в туристический бизнес в качестве официантов, другие - торговать украденными с фабрик сигарами (этим, по-моему, сейчас занято вообще всё население Кубы). Говорят, совсем недавно в Москве тайные эмиссары нового руководителя страны Рауля Кастро предложили отечественным миллионерам бесплатно забрать эти заводы в свою собственность. Те сразу отказались - даже не подумав.
«Мы слишком долго получали вашу нефть»
- Мы сто раз говорили вашим бизнесменам, - злится в разговоре со мной кубинская чиновница. - Дадим вам места на лучших пляжах даром - стройте отели на здоровье. Никто не хочет, все лица кривят - да ну, это слишком долго: вот если бы уже прямо завтра прибыль пошла... Куба должна России 20 миллиардов долларов. В начале девяностых годов товарищ Фидель Кастро в обмен на уплату долгов был готов отдать России все наши знаменитые курорты. Но ваши министры сомневались, и теперь на туристах зарабатывают дельцы из Европы и Китая.
…В результате практически все отели на побережье фешенебельного кубинского курорта Варадеро теперь испанские либо канадские, а десятки тысяч российских туристов, прибывающих туда на отдых, вкладывают деньги в экономику чужих стран. Русским языком, когда-то очень популярным (по оценке МИД РФ, им на Кубе в разной степени владеют около полумиллиона человек), интересуется всё меньше кубинцев: радиопрограмма «Учите русский» и вовсе закрылась. Люди изучают английский и французский - они сейчас более необходимы в работе с туристами, и его носителям легче найти работу.
- Наверное, обе стороны виноваты, что так получилось, - чешет в затылке Мануэль - врач, учившийся в Ростове. - Куба слишком долго получала ваши машины, автобусы, нефть, технику - у нас к этому привыкли и считали - всё должно быть бесплатно. Россияне же решили, что кубинцы - «халявщики»: надо просто избавиться от «балласта» и забыть про него навсегда. Это была ошибка: поэтому своё громадное влияние на Кубе - экономическое и культурное - Россия быстро утратила. А те же китайцы, не став выжидать, немедленно подхватили «упавшее знамя». Да только ли они одни? Недостроенные советские заводы попадут в руки к венесуэльцам - Уго Чавес получит их в обмен на нефть.
…После краха СССР мы радовались, сбросив с шеи братьев из «социалистического лагеря»: большинство только и делали, что сосали из нас нефть с деньгами в обмен на трёп о равенстве и братстве. А вот перевести отношения с ними на новый, экономически выгодный для нас уровень мы почему-то не догадались. В итоге вся Куба ездит на китайских автобусах, китайские строители мостят дороги в Эфиопии, китайский бизнес скупает газовые месторождения в Мьянме. Когда же, оклемавшись, мы захотим восстановить своё влияние, а также вернуть потраченные советские миллиарды - нам, прищурившись, ответят с вежливой китайской улыбкой:
- Извините. Но ваше место уже занято.