Почему на мировом рынке идей России нечего предъявить, кроме патриотизма и «тортом в морду»?
Согласитесь, что нынешняя номенклатура умнее, образованнее, смелее. А какое богатство экономической мысли! Тут и «экономический маневр», и «бюджетное правило», и «институциональные реформы», и «структурная перестройка». Что ни день, то новые рейтинги и прогнозы. Одни грозятся нефтью 17 долл. за бочку, другие обещают 100. Прогнозы экономических форумов просто страшно читать. Тут и падение темпов роста, и обнищание трудовых масс, и безутешное будущее пенсионеров, и стратегическое отставание от других стран и народов. Да ещё стращают: то ли народный доллар вот-вот запретят, то ли отнимут.
Плохие вопросы
Вот читатели и спрашивают в своих письмах в «АиФ»: если нами правят такие умники, если в правительстве такой уровень интеллекта, то почему мы оказались не там, куда хотелось прийти? Где процветание, где демократия, где гражданское общество, где международная дружба, где добрые соседи и славянские «братушки»? Почему не работает колоссальный интеллект России? И главное: почему нам всё время не везёт и мы всё время попадаем в ловушки? И что особенно обидно - чаще всего не в те, которые расставили Обама и Меркель, а в свои собственные.
Вопросы такого рода звучат всё чаще. И всё чаще люди спрашивают: а может, у нас элита такая, что, кроме как «пускать злого духа в шубу» (как бояре в романе А. Толстого «Пётр Первый»), ничего другого не умеют. Если бы великий голландский художник Питер Брейгель снова родился, то наверняка написал бы российский вариант своей знаменитой картины «Слепые ведут слепых».
Аналитики, исчерпав запасы оптимизма, гадают: надолго ли хватит терпения населению? Начнутся ли протесты? И если начнутся, то когда? Одни говорят, что при нынешних темпах падения уровня жизни и роста безработицы протесты могут начаться (прежде всего в депрессивных регионах) уже через год, вторые считают, что через два, третьи успокаивают: исторический опыт России говорит о том, что запас долготерпения у народа огромен и до массовых протестов дело не дойдёт.
Элитарный шум
В последнее время всё чаще говорят о раздрае среди элит и даже о том, что в «высшем слое» страхов даже больше, чем в «низах». Это и понятно: народу терять особенно нечего. За последние 10-15 лет кое-какой жирок, конечно, накопился. «На колбаску хватало», - пишет одна читательница. Но не более того. А вот проигрыш элит может быть чувствительным. У элиты сегодня и загранпаспорта с многолетними визами, и дорогая недвижимость в Европе, и валютные счета в Лондоне, и дети в Оксфорде, и привычка отдыхать на Лазурном Берегу. А вдруг придётся со всем этим счастьем расстаться?
Так что страхи велики и уже стали озвучиваться. В том числе и в связи с возросшей предвыборной активностью коммунистов. Г. Зюганов уже без всякого стеснения призывает вернуться в государственной практике к тов. Сталину. Элиту это пугает. В отличие от широких слоёв населения, забывшего в массе своей о страшной цене «великих свершений», элита память утратила не совсем. И сегодня, в дни 60-летия ХХ съезда КПСС и разоблачения культа Сталина, с тревогой вспоминает об этом. Вспоминает о том, что при сталинских методах руководства головы летели не только у прямых соперников вождя. Репрессиями были выкошены не только буржуазия и кулаки, но и пласты преданной социализму партийной, хозяйственной и военной элиты.
Новые страхи
В последнее время страхи элиты помимо прочего подогреты и историей демонстративного убийства Б. Немцова, и сужением публичного пространства протеста, и активизацией поиска «врагов народа», и возрастающей активностью Р. Кадырова, и «тортом в морду» М. Касьянова. Настораживает появление (даже среди интеллигенции) новых «стражей порядка» типа Н. Михалкова, записавшего во враги России М. Горбачёва и Б. Ельцина.
Злые силы легко разбудить и выплеснуть на улицы, но трудно вернуть в правовое русло. Ведь «торт в морду» - это очень легко и очень соблазнительно. Но за «тортом в морду» могут последовать (вспомним случай с В. Гусинским) другие эпизоды - «мордой в снег», например.
Неужели непонятно, что в случае ухудшения общественной атмосферы и роста агрессивности населения список тех, в кого разрешено бросать торты, может стихийно и очень быстро расшириться. Для людей, разогретых пропагандой, это большой и очень опасный соблазн. Вспомним историю зарождения (с подачи властей) движения хунвейбинов в Китае и то, как после ухода «великого Мао» новым властям было трудно вернуть политику с улицы в кабинеты. С учётом низкой политической культуры ряды «неуловимых мстителей» могут стихийно возрастать, и тогда торт полетит не только в лица Касьянова и Навального. Замазанной может оказаться физиономия всей российской элиты. В лучшем случае - сливочным кремом, а в худшем (уж извините за резкость) - дерьмом.
* * *
Уже замечено, что по мере приближения весны по сравнению с прошлыми годами заметно увеличились закупки населением семян огурцов, помидоров, плёнки для парников, семенного картофеля. Расхватывают всё «что нужно для сада и огорода». И это не самые плохие признаки. Это говорит о том, что население не только не утратило навыков выживания, но и активно готовится вернуться на свои огороды. Погасят ли 12 соток, заготовки впрок и коровушка на подворье наметившийся рост недовольства? Дай бог, если так.
Но элите есть о чём подумать. Не только о том, что выводить страну из кризиса нужно не словами и бесконечной «раздачей поручений», а реформами и реальными делами. Полезно вспомнить и о том, что народные волнения в России нередко случались не от «ухудшения экономической ситуации», а от вызывающей глупости, бестактности или нераспорядительности бюрократии, от нарушения устоявшихся в народном сознании представлений о справедливости. Ну, например, от резкого вздорожания похорон, водки, стоимости обучения. От вызывающей демонстрации богатства «избранных».
Один из последних премьер-министров РСФСР Виталий Воротников жил на Рублёвке в скромном деревянном домике 50-х годов постройки и не за 6-метровым забором (как принято сегодня), а за «советским штакетником». И кстати, ни счетов, ни собственности за границей не имел.
Так что растревоженной элите есть о чём подумать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции