Примерное время чтения: 4 минуты
122

Иран ответил на резолюцию МАГАТЭ

Вчера президент Ирана Махмуд Ахмадинежад объявил о планах Исламской республики Иран (ИРИ) приступить к строительству десяти новых заводов по обогащению урана в рамках развития ядерной программы. Заявление стало ответом на резолюцию, принятую в пятницу МАГАТЭ, в котором указывается, что у организации существуют опасения по поводу возможности Ирана производить ядерное оружие.

 На очередной сессии совета управляющих МАГАТЭ в последний раз председательствовал Мухаммад аль-Барадеи, который в течение последних 12 лет пытался решить иранскую ядерную проблему. В своём выступлении он покритиковал иранскую позицию, и в очередной раз посетовал на нежелание Тегерана идти навстречу мировому сообществу. После выступления аль-Барадеи, 25 из 34 стран, входящих в Совет управляющих МАГАТЭ, приняли жёсткую резолюцию по ядерной программе Ирана. Свои подписи под документом поставили даже обычно «проиранские» Россия и Китай. Тегеран, в частности, подвергся критике за тайное возведение атомных объектов (речь идёт о строительстве завода по обогащению урана недалеко от города Кум, о котором Иран сообщил только в сентября в нарушение всех международных договорённостей) и нежелании принять план, предложенный МАГАТЭ (в котором предполагалось оставить Ирану атомную программу, но поставить её под жёсткий «контроль международного сообщества»).

 Ответ на резолюцию со стороны Тегерана стал ожидаемым: правительство Ахмадинежада своим заявлением указало, что намерено развивать свою ядерную программу «до победного конца», даже если это будет грозить серьёзной конфронтацией с большинством государств мира. Следует отметить, что сейчас Иран располагает примерно 1200 килограммами урана, обогащённого на 3,5%. Как отметил Махмуд Ахмадинежад в интервью телеканалу «Аль-Джазира», цель Тегерана – выработка 20 тысяч мегаватт электричества, для чего необходимы 500 000 центрифуг, аналогичных тем, что используются для обогащения урана в Натанзе. Правда, подобные амбиции, по словам экспертов, вряд ли достижимы в ближайшие десятилетия. Так, аналитик Центра стратегических исследований в Лондоне Марк Фитцпатрик указывает, что планы строительства новых заводов по обогащению урана у Ирана, безусловно, имеются, но цифра в 10 новых заводов вызывает только недоверие. «Учитывая трудности, с которыми сталкивается Иран при получении необходимых материалов и компонентов зарубежом, маловероятно, что у страны появится возможность создать дополнительные производственные мощности ещё какое-то время», – указывает он.

 Большинство правительств западных государств, как это водится обрушили на Тегеран целую гору упрёков и даже угроз. Так, МИД Германии выразил «глубокую озабоченность» намерением Ирана построить новые заводы, а глава британского МИД Дэвид Милибэнд заявил, что «вместо сотрудничества с нами ИРИ выбирает провокации и лицемерие». Пресс-секретать Белого дома Роберт Гиббс указал, что решение, принятое в ИРИ, свидетельствует о «самоизоляции страны от международного сообщества». «Время, данное Ирану для того, чтобы успокоить растущие опасения международного сообщества касательно его ядерной программы, истекает», – подчеркнул он. Означают ли эти слова новые санкции против Ирана или же нечто большее пока непонятно. Ясно одно: единственной страной, способной «пойти на нечто большее» при решении «иранского вопроса», остаётся Израиль.

 «Заявление Ирана делает военную атаку на его объекты более вероятной», – подчеркнул Фитцпатрик. Эксперты неоднократно указывали, что никаких своевольных действий без санкций и поддержки из Белого дома, Тель-Авив принимать не будет, но лишь до того момента пока Иран не способен собрать свою собственную ядерную бомбу. Учитывая наличие у Тегерана ракет «Шахиб», способных поразить любую точку на территории Израиля, не приходится сомневаться, что как только Иран будет способен создать хотя бы один ядерный боезаряд, по ядерным, военным и инфраструктурным объектам ИРИ тут же будут нанесены превентивные удары. Впрочем, пока иранцы будут не в состоянии создать бомбы, никаких военных интервенций, скорее всего, не будет.

 Между тем Россия, проголосовав «за» резолюцию, намерена продолжать переговоры с Ираном. Так, сегодня и зватра в ИРИ состоится визит делегации во главе с министром энергетики РФ Сергеем Шматко, а также пройдёт заседание российско-иранской межправительственной комиссии. Кроме этого, планируется посещение делегацией ядерного завода в Бушере, который строит РФ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах