В целях нормализации обстановки в восточных регионах Украины, а также в связи с началом трёхсторонних переговоров по данному вопросу Владимир Путин написал письмо спикеру верхней палаты Валентине Матвиенко, где попросил об отмене разрешения на использование российской армии на территории Украины. О важности этого шага в урегулировании конфликта между Юго-Востоком и Киевом АиФ.ru рассказала исполнительный директор политологического центра «Север-Юг» Юлия Якушева.
Наталья Кожина, АиФ.ru: – Юлия Викторовна, почему возникла необходимость отмены этого важного решения?
Юлия Якушева: – Я думаю, что Россия сейчас демонстрирует миротворческое настроение и ориентир на то, чтобы украинский конфликт был урегулировал без дальнейшего применения силы. Собственно, об этом наша страна говорила всегда, однако на Западе, на уровне политических высказываний, всё время звучали обвинения в наш адрес об агрессии и намерении применить силу. Сейчас заявление Путина показывает, что мы настроены на мир.
– Как вы думаете, Запад и США оценят данный шаг?
– Как раз ждать от Запада и США этого вряд ли приходится, потому что они видят развёртывание войск и применение нашей страной силовых методов там, где их нет. Но, по крайней мере, это лишает западных политиков козырей в этом вопросе. Мы лишаем аргументов тех людей, которые пытаются представить Россию агрессором.
– В таком случае, есть ли надежда, что украинская сторона сделает шаг нам навстречу, чего мы ждём от неё?
– Устами Петра Порошенко Украина уже заявила о готовности пойти на перемирие и прекратить огонь, это было позитивно воспринято российским лидером, скорее всего, это и является ответным шагом.
– Сейчас все активно обсуждают негативную реакцию лидеров народных республик в Донецке и Луганске, получается, что понимания с этой стороны можно не ждать?
– Во-первых, мы не признали эти республики. Изначально позиция России заключалась в том, чтобы прекратить военные действия, и поддерживать военную борьбу на Юго-Востоке мы не намерены. Позиции ДНР и Луганской народной республики известны, понятны чаянья этих людей, которые сражаются за свою правду. Но тем не менее официальная позиция РФ заключается в том, чтобы прекратить огонь, в дальнейшем вести переговоры и стараться по максимуму реализовать те требования, которые сейчас предъявляются Юго-Востоком.
– Сейчас, когда стало понятно, что от Москвы не будет никакой поддержки, как это подействует на лидеров той же самой ДНР?
– Я думаю, что люди и так поставили на карту всё, что могли, им отступать некуда, но, возможно, за столом переговоров, которые поддерживаются Россией в том числе, есть шанс прийти к какому-то приемлемому результату, потому что Киев в виде ультиматума предъявил: если не сложите оружие, то будем стрелять на поражение, пощады не ждите. Но здесь лидеры ДНР и Луганской народной республики играют до конца, у них вариантов нет. Однако в данный момент есть реальный шанс остановить огонь, достичь хотя бы временного перемирия и, возможно, заставить Киев прислушаться к своему мнению.
– В целом, вы видите в решении президента позитивные последствия?
– Конечно, это позитивный шаг, сейчас все стороны заинтересованы в прекращении огня. И наша страна в том числе, мы хотим, чтобы на Украине установился мир и стабильность, потому что сейчас мы принимаем большой поток беженцев, особенно Ростовская и другие приграничные области, поэтому нам важно, чтобы наконец наступила стабильность на границе, потому что стреляют уже и на российской территории. Это недопустимо.
– Некоторые эксперты неоднозначно расценивают этот шаг президента, как уступку…
– Я бы не сказала, что мудрость пойти где-то на уступку можно называть слабостью, хотя этот шаг тоже не совсем уступка, это скорее демонстрация благоразумия.