Алина Клименко, «АиФ»: — Александр Дмитриевич, сегодня одним из показателей успешности региона является его инвестиционная привлекательность. Чем может заинтересовать инвесторов Северная столица?
Александр Беглов: — Я сам работал в бизнесе и знаю, что нужно инвесторам. Прежде всего — понятные и предсказуемые правила административно-правового регулирования. Бизнес должен понимать, что ни через год, ни через пять лет принципы нашей экономической политики не изменятся. Только при таких условиях можно безбоязненно вкладывать длинные деньги и строить долгосрочные планы по возврату инвестиций.
Но мы пошли дальше. Не просто строим стабильную и ответственную социально-экономическую модель, а приглашаем крупных и серьёзных инвесторов непосредственно участвовать в её воспроизводстве. Ведь это наш обоюдный интерес. В этом году в Петербурге создан Стратегический совет, в который вошли руководители крупнейших предприятий. Совет занимается разработкой ближайших приоритетов и планов развития города. И его состав остаётся открытым, то есть в него могут войти все, кто заинтересован в процветании Северной столицы.
— И всё же в чём основное преимущество Петербурга перед другими мегаполисами?
— Прежде всего — его кадровый и интеллектуальный потенциал. Любой предприниматель знает, что без квалифицированных специалистов никакой проект невозможен. Люди — это становой хребет любого бизнес-процесса. У нас в городе лучшая в стране научная и университетская база, мы готовим специалистов самого высокого уровня для предприятий разных отраслей. Правительство сейчас субсидирует 80 процентов фактических затрат на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Мы понимаем, что человеческий капитал — это то, во что стоит инвестировать в первую очередь.
Именно поэтому развитие социальной сферы для нас является ключевым приоритетом. В Петербурге должно быть комфортно жить, работать, отдыхать, учиться, растить детей, заботиться о пожилых родителях — вот наша задача. Такие условия привлекают к нам лучшие умы и самых компетентных специалистов. Они, в свою очередь, формируют вокруг себя интеллектуальную среду, обеспечивая развитие высоких технологий. Всё это питательная почва для новых производств и инвестиций.
По данным аналитиков, в этом году промышленность растёт в два с лишним раза быстрее, чем в предыдущие. Значит, мы на правильном пути.
— Например?
— К примеру, у нас за короткое время вырос высокотехнологичный фармацевтический кластер. Это целая отрасль, которой не было в Петербурге. Мы по многим показателям лидируем в робототехнике. Вот основа новой петербургской промышленности — интеллектуальные технологии и наука.
Однако с 2017 года мы наблюдали падение темпов роста ВРП и снижение инвестиций в основной капитал. Это тревожный симптом, который свидетельствует об ухудшении «здоровья» экономики. Правильно расставленные приоритеты позволяют нам преодолеть этот инвестиционный кризис и по-новому раскрыть экономические преимущества города. По данным аналитиков, в этом году промышленность растёт в два с лишним раза быстрее, чем в предыдущие. Значит, мы на правильном пути.
К нам уже потянулись крупные российские и европейские компании. Например, одна из крупнейших нефтяных — «Сургутнефтегаз» — объявила о желании перевести головной офис в Санкт-Петербург. Решение о перерегистрации в нашем городе приняли и в руководстве Федеральной пассажирской компании. Мы активно работаем над тем, чтобы этот список расширялся. Будем рады видеть у себя представительства глобальных зарубежных IT-корпораций.
— Однако, согласитесь, в погоне за большими инвестициями категорически нельзя забывать и о малом бизнесе...
— Конечно. Это один из драйверов городской экономики и социальной жизни. И дело не только в том, что малый бизнес формирует ощутимую долю доходов городского бюджета. Предприниматели преобразуют жизнь вокруг нас, кормят, поят, одевают, развлекают, создают уют в домах горожан… Свою задачу я вижу в том, чтобы создать в городе режим наибольшего благоприятствования малому бизнесу. Предприниматели не должны обивать пороги администрации. Напротив, власть должна научиться предоставлять малому бизнесу удобный административный сервис. Мы активно внедряем достижения цифровой экономики, чтобы упрощать и ускорять разрешительные процедуры, оптимизировать логистику принятия решений.
В комплексе все наши усилия направлены на создание «петербургского экономического чуда». Такого взрывного промышленного роста, который обеспечит умножение налоговых отчислений в бюджет.
Петербург – это не «чёрная дыра», где бесследно пропадают миллиарды бюджетных рублей. Петербург – это выгодное вложение. Мы не стоим с протянутой рукой, а гарантируем экономическую и социальную отдачу от каждого межбюджетного трансферта.
— Недавно вы заявили, что городу для прорыва необходимо зарабатывать триллион рублей. За счёт чего это можно сделать, где найти резервы?
— Сейчас городской бюджет трещит по швам от текущих социальных обязательств. Я говорю об этом открыто и честно. Чтобы перейти к развитию, нам нужно бюджет как минимум удвоить. Триллион рублей — это не какие-то мечты, а насущная необходимость. Поэтому основой нашей новой стратегии является привлечение внешних ресурсов, как частных, так и государственных инвестиций.
Да, мы рассматриваем федеральный бюджет как один из основных инвестиционных источников. Причём государственные инвестиции, как и частные, должны быть эффективными. Общаясь с членами правительства России по поводу очередного транша, я стараюсь донести одну простую мысль. Петербург — это не «чёрная дыра», где бесследно пропадают миллиарды бюджетных рублей. Петербург — это выгодное вложение. Мы не стоим с протянутой рукой, а гарантируем экономическую и социальную отдачу от каждого межбюджетного трансферта. Готовим конкретный проект с точными расчётами, сроками и результатом. Именно так, по-деловому, и надо сотрудничать с федеральным центром.
Своё умение эффективно работать с городскими финансами мы уже доказали. Когда полгода назад я пришёл в Смольный, город находился на пороге кризиса. Бюджет погряз в долгах и кредитах, его дефицит достиг 36 миллиардов рублей. Сумма накопленных и недофинансированных социальных обязательств превышала объём городской казны. Нужно было принимать срочные антикризисные меры. Сегодня можно констатировать: нам удалось вытащить город из долговой ямы. Мы почти в два раза повысили собираемость налогов, отказались от беспорядочных займов, неэффективных расходов, сократили государственный долг и добились поддержки федерального центра. В результате вышли на профицит бюджета более 10 миллиардов рублей. Это позволило направить дополнительные средства на строительство школ, детских садов, поликлиник и социальную поддержку граждан.
— Одна из основных тем Петербургского экономического форума — развитие транспортной инфраструктуры России. В Петербурге планируется осуществить сразу несколько амбициозных проектов в этой сфере...
— Санкт-Петербург — это самый крупный транспортно-логистический узел на всем северо-западе страны, что является, кстати, немаловажным фактором инвестиционной привлекательности нашего города. Пассажирский и грузовой трафик ежегодно возрастает, а вот инфраструктура не поспевает за увеличением нагрузки.
Поэтому сейчас мы ведём переговоры с правительством России о включении в национальный проект 25 объектов дорожного строительства, которые позволят развивать Санкт-Петербург и Ленинградскую область как единый транспортный узел. Своим бюджетом мы не потянем такую стройку. Рассчитываем получить софинансирование из федерального бюджета в размере 45 млрд рублей. Недавно на встрече с вице-премьером Максимом Акимовым договорились, что уже в следующем году приступим к реализации четырёх первоочередных проектов общей стоимостью 17,5 млрд рублей. Будем строить Южно-Волхонскую дорогу и Южную широтную магистраль, реконструируем Петрозаводское и Приморское шоссе.
Ещё один амбициозный транспортный проект реализуем с ОАО «РЖД». Компания инвестирует более 88 млрд рублей в развитие железнодорожного узла в Петербурге. Будем строить новые железнодорожные ветки, обеспечим доступность отдалённых районов. Кроме того, обновим подвижной состав и запустим новые маршруты внутригородских электричек. Они свяжут линии метрополитена и позволят удобно пересаживаться на наземный транспорт. Вместе с РЖД также будем строить автомобильные переезды: шесть таких объектов появятся в ближайшие 5 лет.
В дальнейшем мы должны больше думать о будущем – не просто «проедать» деньги, а инвестировать в долгосрочные социальные проекты и капитальное строительство не менее 15 процентов бюджета. Обеспечить людей всей необходимой социальной инфраструктурой – наша прямая обязанность.
— Больная тема — отставание строительства социальной инфраструктуры от строительства жилья. Политики, активисты говорят об этом годами, но ощутимых результатов не видно. Когда дело сдвинется с мёртвой точки?
— Мы предпочитаем меньше говорить и больше делать. Действительно, долгие годы в Петербурге отдавали приоритет строительству нового жилья, не уделяя должного внимания развитию социальной инфраструктуры. Для того чтобы быстро ликвидировать этот дисбаланс, мы пошли на экстренные меры. Решили выкупить у строителей уже готовые площади и организовать в них социальные учреждения. Эта тактика получила поддержку в Москве. В начале апреля решением правительства России Петербургу выделено 10,6 миллиарда рублей из федерального бюджета на приобретение готовых соцобъектов у инвесторов. Параллельно мы разморозили долгострои, нашли внутренние бюджетные ресурсы, выгнали недобросовестных подрядчиков. В результате в этом году откроем 13 новых школ, 25 детских садов, 10 медучреждений. По-моему, неплохой результат для начала.
В дальнейшем мы должны больше думать о будущем: не просто «проедать» деньги, а инвестировать в долгосрочные социальные проекты и капитальное строительство не менее 15 процентов бюджета. Обеспечить людей всей необходимой социальной инфраструктурой — это наша прямая обязанность. Особенно в новых кварталах.
«Важно смотреть людям в глаза»
— На встрече с Владимиром Путиным вы озвучили инициативу петербуржцев — создать новый арт-квартал на участке Петроградской стороны, где предполагалось строительство административных зданий. Президент согласился с вами и горожанами. Станет ли этот парк новой достопримечательностью Северной столицы?
— Этот парк должен стать сердцем Петербурга. Его расположение этому способствует. Я очень рад, что Владимир Владимирович поддержал нас.
Напомню: по настоянию горожан мы предложили вместо судебного квартала, который планировался у Биржевого моста на проспекте Добролюбова, построить большой театральный парк площадью 6 га для жителей и гостей нашего города. Архитектурной доминантой пространства станет Дворец танца Бориса Эйфмана. Наш президент как петербуржец с особым интересом отнёсся к проекту. И даже внёс несколько корректировок. Он, в частности, предложил продлить набережную до Тучкова моста и сделать подземный переход через площадь Академика Лихачёва, чтобы организовать прогулочный маршрут до Петропавловской крепости. Но, конечно, окончательное решение о том, как будет выглядеть новый парк, остаётся за петербуржцами. Мы готовимся провести открытый международный конкурс проектов. Будем максимально учитывать пожелания горожан. Какое название получит парк, тоже решат жители.
— В городе набирает популярность программа «Родной район». Она показывает: люди неравнодушно относятся к своему городу и готовы немало сделать для его развития. Могут ли предложения рядовых горожан действительно «выстрелить», подсказать прорывные решения профессионалам и помочь реализовать смелые современные идеи?
— Убеждён, что только жители и должны принимать решения о том, как будет развиваться городская среда. Не может быть никаких спущенных сверху планов. Голосование идёт очень активно. За два месяца в нём приняли участие более 400 тысяч человек. При этом у каждого района свои специфические предпочтения. Например, в Выборгском формируется устойчивый запрос на обустройство спортивных площадок. Там голосуют за это активнее, чем в других районах. А в Невском, который вытянут вдоль Невы, жителей заметно больше интересует благоустройство и ремонт набережных.
Эти данные помогают нам определять главные линии развития, понимать, что волнует людей. Анкетирование продлится до 15 июня во всех МФЦ и на сайте Смольного. В конце года с учётом мнения жителей будем формировать городской бюджет на будущие годы.
Сотрудники правительства должны понимать, что они не избранные, они – обслуживающий персонал. Их лозунг должен быть – гражданин всегда прав.
— Нередко наша власть по старинке не любит общаться с народом. Вы, напротив, ведёте активный диалог, даже открыли страничку в соцсети «ВКонтакте». По вашему мнению, таким и должен быть стиль управления современного руководителя? Не боитесь критики, негатива, жалоб?
— Ради критики и жалоб я и открыл страницу в соцсети «Вконтакте». Это же самый удобный способ узнать о реальном положении дел в городе. Я даже попросил установить у себя в кабинете экран, на который выводятся сообщения и комментарии пользователей соцсети. Теперь регулярно сверяю официальные отчёты с оценками жителей. С начала марта ко мне поступило почти 20 тысяч сообщений. Ответ или реальную помощь получили более 17 тысяч заявителей. Добиться такого КПД удалось благодаря включению всех комитетов и районных администраций в единую систему оперативного реагирования на обращения. Чаще всего люди обращаются по вопросам содержания и ремонта жилья. На втором месте по количеству жалоб — тема благоустройства города. За ней следует проблема качества автомобильных дорог, образование, транспорт и медицина. Знание этой статистики позволяет фокусировать наши усилия на самых проблемных участках.
Я требую, чтобы ответ давался в течение максимум трёх дней. Если исполнители затягивают, принимаем меры вплоть до увольнения. Таким образом изживаем бюрократию в Смольном. Сотрудники правительства должны понимать, что они не избранные, они обслуживающий персонал. Их лозунгом должна быть фраза: «Гражданин всегда прав».
Но, вы знаете, никакие соцсети не заменят личного и живого общения. Я, может быть, старомоден в этом отношении, но считаю важным смотреть людям в глаза. Поэтому так часто езжу по районам города, встречаюсь с жителями, коллективами предприятий. Помимо ценной обратной связи, это даёт какой-то заряд энергии, стимулирует к работе. Мне важно видеть и слышать людей, в интересах которых мы принимаем решения. Это заставляет аккуратно взвешивать все «за» и «против». За полгода я совершил множество рабочих поездок и встреч с жителями. В среднем — по 4 в день. Это сложно, но необходимо.