Россия не хочет противостояния ни с кем, не ищет врагов, и даже с США мы - при новой администрации - рассчитываем на объединение усилий. «Но мы не допустим ущемления своих интересов», - добавил Владимир Путин. Однако в целом внешней политике в послании было посвящено не так много места. Приоритеты другие - развитие экономики, «главные причины торможения» которой кроются в наших внутренних проблемах. «Прежде всего это дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции». Хотя некоторые сектора уже показывают рост, а для рывка в других есть все предпосылки: «В этом году инфляция не поднимется выше 6%... В следующем мы можем достичь... 4%». Тем временем накануне 100-летия революции президент обратил внимание, что развитие возможно только в условиях гражданского мира и взаимоуважения людей даже с противоположными взглядами. При этом «граждане объединились вокруг патриотических ценностей не потому, что всем довольны. Нет, трудностей и проблем сейчас хватает. Но есть понимание их причин, а главное, уверенность, что вместе мы их обязательно преодолеем. Готовность работать ради России, сердечная, искренняя забота о ней - вот что лежит в основе этого объединения».
Кто научит врачей?
■ Продолжим наращивать и уровень информатизации здравоохранения, чтобы сделать удобной и простой запись на приём. Нужно освободить врачей от заполнения вороха отчётов и справок, дать им больше времени для работы с пациентом.
■ В течение ближайших двух лет предлагаю подключить к скоростному Интернету все больницы и поликлиники нашей страны. Это позволит врачам даже в отдалённом городе или посёлке использовать возможности телемедицины.
■ В 2016 г. высокотехнологичную медпомощь получили 900 тыс. человек. Но нередки случаи, когда поликлиники оснащены новейшим оборудованием, а у медицинских работников не хватает квалификации. Начиная с будущего года на базе федеральных и региональных медицинских центров и вузов будет организована регулярная переподготовка врачей. Специалист с помощью образовательного сертификата сможет сам выбрать, где и как повысить свою квалификацию.
Лейла Адамян, академик РАН, д. м. н., профессор, главный акушер-гинеколог Минздрава, замдиректора по науке Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика Кулакова:
- Я горжусь тем, что в нашей стране забота о материнстве и детстве - одна из приоритетных задач. Повышается рождаемость, снижается материнская и младенческая смертность. Всё это стало возможно в том числе благодаря высоким технологиям в медицине. К слову, сейчас даже методы экстракорпорального (искусственного) оплодотворения, которые раньше были пределом мечтаний для многих семей, оплачиваются государством. Я уже 45 лет в медицине и могу сказать: никогда в советское и постсоветское время такими темпами медицина не оснащалась новейшим оборудованием. Причём появляется оно не только в федеральных центрах, но и в обычных поликлиниках в регионах. Однако, как проницательно заметил президент, появилась другая проблема: используются новые технологии не в полную меру. Кощунственно закупать новейшую технику и не пользоваться всеми её возможностями. Мы должны организовать непрерывный образовательный процесс для врачей. Учиться нужно всем, вне зависимости от возраста. Должна быть преемственность между поколением врачей с огромным практическим опытом работы и молодёжью, владеющей новыми технологиями. А обучаться сегодня можно посредством телемедицины прямо на рабочем месте.
Быстрый Интернет - потрясающая вещь! Мы можем реальные операции транслировать в любую точку страны в режиме реального времени и обучать врачей: почему используется та или иная нить, какой должен быть разрез и т. д. И тут же всё это обсуждать с коллегами из разных регионов.
А освободить медиков от тонны бумаг - лучшего подарка для врачей и желать нельзя!
Техника техникой, но я хочу сказать и про людей. Наши врачи по своему мастерству не уступают западным. В январе к нам на конгресс приедут 47 (!) светил мировой медицины. Мы говорим с ними на равных. Поделиться опытом, поучиться друг у друга тоже важно. Мы надеемся, что это будет работать на благо нашей медицины и на здоровье женщины и ребёнка. Это же важнейшее условие для процветания страны.
Зачем армейская система в школе?
■ Не должно остаться школьных зданий, находящихся в аварийном состоянии. Необходимо решить проблему третьих смен, а дальше и вторых. Всего в 2016-2019 гг. планируется создать 187 998 новых мест в школах, повышать уровень квалификации учителей.
■ Важно сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования.
■ Школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их.
Владимир Филиппов, ректор РУДН, в 1998-2004 гг. министр образования РФ:
- К сожалению, по технологиям подготовки, умению творчески применять на практике полученные знания российские ребята пока проигрывают школьникам из стран - лидеров по качеству образования: Сингапура, Южной Кореи, Финляндии. Наши могут решить задачу в обычной постановке, но теряются, когда условия непривычные. Это не значит, что нужно бездумно отмести всё, что было в советской школе. Высокий уровень фундаментальной подготовки российских школьников в области математики, физики, химии, биологии до сих пор признаёт весь мир, его надо сохранить. Но нельзя закрываться и от инноваций. Подготовка креативной молодёжи - новая для нас задача. Советская система не ставила цель - воспитать творчески, свободно мыслящих людей. А начинать надо с учителей! Как преподавать, чтобы научить креативности - объединять в группы, устраивать дискуссии и т. д., - всему этому в педвузах пока не учат. Надо уходить от армейской системы в школе, когда дети в классе сидят рядами затылок в затылок. В мире уже делается по-другому: парты ставятся так, чтобы дети видели друг друга и учителя. Это иная технология преподавания.
То же касается и вузов: уже сейчас мы обязаны вводить в университетах новые технологии обучения, которые заставляют студентов работать в команде, выполнять проекты, мыслить самостоятельно. У нас же, как правило, обучение сводится к «говорящей голове»: доцент начитывает лекцию, студенты записывают. Все ведущие страны перешли на новый принцип - «не учить, а учиться» («from teaching to learning»). Преподаватель даёт основные тезисы по теме, студенты изучают её самостоятельно (например, в библиотеке), а потом на занятии обсуждают, пишут рефераты и т. д. Без решения этой задачи никакой инновационной экономики мы не создадим.
Сказано
■ Армия и флот России убедительно доказали, что способны эффективно работать вдали от постоянных мест дислокации.
■ В 2015 г. «коэффициент рождаемости» в России составил 1,78 - это выше, чем в большинстве европейских стран.
■ Воля и великодушие граждан (участвующих в волонтёрских и благотворительных проектах. - Ред.) формируют столь необходимую России атмосферу общих дел, создают колоссальный социальный потенциал, и он должен быть обязательно востребован. Необходимо снять все барьеры для развития волонтёрства.
Чем накормим себя и других?
■ Мы приняли госпрограмму, создали гибкую систему поддержки сельхозпроизводителей, и сегодня АПК - это успешная отрасль, которая кормит страну и завоёвывает международные рынки. Экспорт сельхозпродукции (в 2015 г. - на 16,2 млрд долл.) даёт нам сегодня больше, чем продажа вооружений.
■ Ответные меры на санкции помогли нашим сельхозпроизводителям. Но они не должны забывать, что это не может и, наверное, не будет вечно продолжаться, да и потребитель нуждается в конкурентной обстановке на рынке, так что этой благоприятной ситуацией, которая сегодня сложилась, нужно воспользоваться по полной программе.
«Президент признал, что закрытие своего рынка для зарубежных товаров не всегда хорошо для потребителя, потому что не создаёт достаточной конкуренции, - говорит Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей. - Импортозамещение многие поняли примитивно: мол, будем производить всё сами, пусть хуже и дороже. В импортозамещении надо ориентироваться и на экспортный потенциал, а для этого важно качество продукции».
Где взять деньги для роста?
■ В рамках антикризисной поддержки в 2015-2016 гг. мы пополнили капитал банковской системы на 827 млрд руб. Этот ресурс позволял банкам нарастить кредитование реального сектора. Однако объём таких кредитов в текущем году немного снизился. Небольшие региональные банки, выполняющие важную функцию кредитования малого бизнеса и населения, могли бы работать по ... упрощённым требованиям...
■ Во многих странах успешно работает небанковский финансовый сектор. Следует развивать его и у нас.
«К сожалению, пока пополнили капитал только крупных банков, а не региональных, которые могли бы серьёзно поддержать реальный сектор, - сетует Александр Хандруев, бывший зампред Банка России, вице-президент Ассоциации региональных банков. - Действительно, не нужно перегружать небольшие банки требованиями, которые предъявляются к системообразующим. Но важно, чтобы при этом не ограничили деятельность региональных банков, иначе они погибнут из-за оттока клиентов». «Небанковские организации - ещё одна финансовая опора экономики, - поясняет Александр Абрамов, профессор департамента финансов ВШЭ. - Предстоит создавать и развивать пенсионные и инвестиционные фонды, страховые и брокерские компании, кредитные союзы. Благодаря им в экономику придут наконец «длинные деньги». Но, чтобы их приток стал устойчивым, надо развивать механизмы страхования этих инвестиций и защиту небанковского сектора от мошенников».
Кто такие самозанятые?
■ Прошу в течение следующего года чётко определить правовой статус самозанятых граждан, дать им возможность нормально, спокойно работать.
«25-30% всех занятых россиян сегодня работают в теневом секторе экономики и не платят налоги, - комментирует Вячеслав Бобков, гендиректор Всероссийского центра уровня жизни, главный научный сотрудник Российского экономического университета им. Плеханова. - Это и стоматологи, и репетиторы, и продавцы, и владельцы небольших гаражных производств, и др. Как выводить их из неформальной экономики? Об этом как раз и говорит президент. Пока их только запугивают, и они ещё дальше уходят в тень. А нужно вводить стимулы, например льготное налогообложение. Проблема в том, что у нас очень жёсткие налоги для предпринимателей».
Сказано
■ Хочу подчеркнуть: и в культуре, и в политике, и в СМИ, и в общественной жизни никто не может запретить свободно мыслить и высказывать свою позицию.
■ Справедливость не в уравниловке, а в расширении свободы, в создании условий для труда, который приносит уважение, достаток и успех. И наоборот - несправедливо всё то, что ограничивает возможности, нарушает права людей.
■ Ни должность, ни высокие связи, ни былые заслуги не могут быть прикрытием для нечистых на руку представителей власти. Однако до решения суда никто не имеет права выносить вердикт о виновности или невиновности человека. У нас, к сожалению, стало практикой поднимать информационный шум вокруг так называемых резонансных случаев. И нередко этим грешат сами представители следственных, правоохранительных органов... Борьба с коррупцией - это не шоу, она требует профессионализма, серьёзности и ответственности.