Несмотря на то, что НАТО является в основном сугубо бюрократической организацией и вооружённые силы альянса представлены национальными силами стран-членов, организация, что называется, живая. И для того, чтобы существовать, ей нужно развиваться.
Смысл существования НАТО, в принципе, исчез вместе с распадом Варшавского договора, однако сам альянс сохранил свои контуры и аппарат, изменив лишь качество партнёрства. В 1990-х и нулевых годах США дисциплинировали других НАТОвцев не угрозой внешнего противостояния, борьбой с коммунистической системой, а достаточно надуманными угрозами, например опасностью распространения глобального терроризма.
Впрочем, умозрительные образы иногда становятся материальными, и вымышленная угроза медиа-стараниями и из-за социального неблагополучия в странах с разрушенными с помощью США и других членов альянса политическими режимами превратилась для Европы, во всяком случае, в угрозу вполне реальную. И теперь она действительно нуждается во внешней защите.
Только вот к этому времени США уже успели вполне официально объявить новый политический приоритет — «защиту от агрессивной» России, видимо, не до конца веря в потенциал ИГИЛ в этом смысле.
В США не могут не слышать европейские разговоры о том, что как раз Россия может спасти Европу от угрозы, исходящей от ИГИЛ, причём решая её на территории источника возникновения — в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а не создавая полицейский режим в ЕС, как это делают Штаты.
В политическом смысле Вашингтон уже добился серьёзных успехов в подчинении европейских стран (через Брюссель он весьма эффективно влияет на их политику, принуждая присоединяться к «антироссийским санкциям»), но в экономическом смысле пока идёт «пробуксовка» (Трансатлантическое партнёрство всё никак не реализуется, несмотря на чудовищные усилия Вашингтона). Военная составляющая плана подчинения идёт с переменным успехом, но в благоприятном для США ключе.
Помимо того, что Германия находится под прямой оккупацией со стороны Пентагона, в орбиту влияния Штатов (именно их, но через НАТО) за последнее время был введён ряд стран, образующих «новую берлинскую стену» — Прибалтика, Польша, Чехия, Болгария… Теперь предпринимаются усилия по вступлению в альянс Черногории, в следующем году ожидают «план действий по членству» для Грузии, а там и Украина, что называется, на подходе.
НАТО нуждается в постоянном расширении, чтобы доказать своё право на существование, альянсу нужен внешний враг для того, чтобы оправдать расходы на это существование. А сам альянс нужен США для того, чтобы сохранить тот миропорядок, который им удобен и позволяет игнорировать международное право в своих «национальных интересах».
В сочетании с декларацией особенной избранности американского народа, звучащей из уст президента США, всё это, согласитесь, звучит крайне тревожно. Конечно, вхождение Черногории в НАТО, на первый взгляд, малозначимый факт. Но этот факт может стать кирпичом в стене, которую воздвигают Штаты между Европой и Россией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции