Насколько далеко мы готовы зайти в перезагрузке отношений со вчерашними противниками? А главное, НАТО - оно нам надо?
О. Кулаков, Тула
После почти полной заморозки контактов в 2008-м (результат войны в Южной Осетии) Россия переживает небывалое оживление отношений с НАТО. Что стороны хотят и могут получить друг от друга? Мнения разделились.
Дмитрий Рогозин, постпред России при НАТО:
- 20 ноября у лидеров 29 стран - России и членов НАТО - будет лежать совместный Обзор общих вызовов безопасности: международный терроризм, ситуация в Афганистане, борьба с морским разбоем, защита критической инфраструктуры от природных и техногенных катастроф, нераспространение ядерного оружия. Здесь наши оценки совпадают. Мы ждём поручения лидеров наладить прямые контакты по этим направлениям, мы можем даже разработать и принять план совместных действий по отражению общих угроз. Практическое сотрудничество, вроде недавней российско-американской операции по уничтожению нарколабораторий в Афганистане, начнёт восполнять дефицит доверия между Россией и НАТО.
А дефицит такой действительно есть. Отчасти поэтому мы попали в непростое положение, обсуждая реальность ракетных вызовов со стороны отдельных стран и необходимость создания противоракетной обороны (ПРО) в Европе - ЕвроПРО. Американцы уверены в угрозе и будут создавать ПРО - несмотря на наши возражения или серьёзные сомнения европейских союзников. Но тогда нам нужны гарантии, что эта система ПРО не ослабит наш стратегический ядерный потенциал, подталкивая к ответным военно-техническим шагам.
Кстати, параллельно диалогу по ПРО мы продолжаем обсуждать восстановление контроля за обычными вооружениями в Европе. Мы хотим, чтобы на нашей границе с НАТО с обеих сторон не было существенных боевых сил. Задача дипломатов - свести уровень военной опасности на европейском континенте до реального нуля. В конце концов, это позволит даже сэкономить деньги. Договорившись, мы все сможем вздохнуть спокойнее и сосредоточить силы там, откуда исходят реальные угрозы и для России, и для стран - членов НАТО.
Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем:
- За много лет участия в переговорах по линии Постоянного совета Россия - НАТО я видел только одно - всё сотрудничество напоминало улицу с односторонним движением. По которой они ездить могли, а мы - нет! Россию вечно принуждали идти на уступки, а если мы на уступки не шли, наше мнение попросту игнорировалось. Вспомните применение военной силы в Югославии, расширение НАТО на Восток, агрессивные шаги блока в отношении Ирака и Афганистана!
С другой стороны, когда нам так требовалась поддержка мирового сообщества в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе, с афганским наркотрафиком, чем нам помог Североатлантический альянс? Ни одного килограмма героина мы совместно с ними на границах СНГ не перехватили, ни одного террориста не поймали. Напротив, лица, подозреваемые в России в пособничестве террористам, находят себе убежище в некоторых странах - членах НАТО. Например, в Великобритании. Пронатовская позиция, которую Россия вновь собирается занять, позволяет нам только терять союзников, как реальных, так и потенциальных. Всякий раз, когда Россия заигрывает с альянсом, настораживается Китай, не говоря уже про исламский мир и в первую очередь Иран. Вспомните историю с непоставками в исламскую республику уже оплаченных комплексов ПВО С-300! Я уж не говорю о том, что курс на сближение с НАТО не пользуется популярностью у подавляющего большинства населения России.