Армен Гаспарян, член Центрального совета Российского военно-исторического общества:
Как пояснил глава канцелярии президента Польши Кшиштоф Щерский, Россия не приглашена как правопреемница СССР, который якобы «нарушил международное право в 1939 г.» в отношении Польши.
Меня не удивило решение Варшавы: они методично шли к этому все последние годы. Сейчас объявили нас агрессорами во Второй мировой, заявив попутно, что отсылки к действовавшему тогда международному праву их абсолютно не интересуют. Так они пытаются как можно глубже запрятать свои собственные деяния 1930-х годов. А это, к примеру, договор о ненападении между Германией и Польшей (пакт Пилсудского–Гитлера), который был заключён ещё в 1934-м.
А ещё они не хотят, чтобы им припомнили гонения на русскую православную церковь, их участие в Холокосте, вступление в Чехословакию на стороне Третьего рейха и т. д. Черчилль ведь не случайно назвал Польшу гиеной Европы. И сейчас они ведут себя весьма своеобразно, рассчитывая на то, что в эту игру будет втянуто как можно больше стран.
Я считаю, что неплохо было бы, если бы наш МИД официально обозначил свою позицию по тем вопросам, о которых мы обычно не говорим. В нас до сих пор живёт советская мифология про братские народы, что все вместе мы что-то строим и т. д. Надо забыть эту риторику и максимально жёстко обозначить свою позицию. И даже, возможно, поступать, как американцы. В частности, на намерения некоторых стран провести расследование фактов совершения военных преступлений солдатами армии США в Афганистане Вашингтон ответил санкциями. Более того, они заявили, что, если кто-то посмеет арестовать американского солдата, Америка оставляет за собой право отбить его силой. Я считаю, что надо действовать так же решительно: вызывать посла Польши, и пусть он объясняется. Если бы мы реагировали на эти гнусности и мерзости жёстче, была бы другая реакция и в Варшаве тоже.
А ещё давайте скажем честно, что попытки нивелировать подвиг советских солдат, которые выиграли эту кровавую войну, начались не сегодня. Мы долго на этот процесс не обращали внимания, потому что нам в 90-е было не до этого. Я не удивлюсь, если в будущем из этой конфигурации выпадет, например, Германия и останется один агрессор – Советский Союз. А ещё мне доводилось слышать разговоры о том, что цифры погибших в Освенциме – это не что иное как советская пропаганда и т. д. Так что нам пора переходить в наступление, пока они не преодолели ещё и этот рубеж морального падения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции