Как прогнозировалось в преддверии 2017 года, внешнеполитические позиции Киева начинают ослабевать, в том числе и на таком болезненном и важном для Украины направлении, как Запад. Вступление в должность президента США Дональда Трампа и формирование его команды продемонстрировало, что Украина становится объектом двусторонних договорённостей США и России. Тут следует отметить, что в рамках данной двусторонней дискуссии не предусмотрена ориентация или внимание к позиции политической элиты Украины, что вызывает крайнее раздражение у Петра Порошенко и его окружения.
Габриэль работал в молодёжной организации «Социалистическая молодёжь Германии — Соколы», занимал должность министра охраны окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности в коалиционном правительстве Ангелы Меркель. В 2009 году он был избран председателем Социал-демократической партии Германии (СДПГ). В 2013 году вновь вошёл в правительство в качестве вице-канцлера и министра экономики и энергетики.
Назначение Габриэля на должность главы внешнеполитического ведомства Германии, безусловно, изменит расстановку сил в Европе относительно Украины и гражданской войны на Донбассе. В отличие от своего предшественника Штайнмайера Габриэль склонен гораздо глубже подходить к вопросу анализа ситуации, связанной с реализацией Минских соглашений, что неоднократно демонстрировал в своих комментариях.
Оценивая ситуацию, связанную с выполнением Минских соглашений в сентябре 2016 года Габриэль — вразрез с точкой зрения многих своих однопартийцев — уточнял: «Справедливости ради, нужно сказать, что и Украина должна выполнять свои обязательства, над этим нам тоже нужно работать».
Кроме того, новый глава МИД Германии не склонен идеализировать украинское руководство и его риторику относительно перекладывания основной ответственности по реализации Минских соглашений на Россию. «Критики России воспринимают только недостаточный прогресс при выполнении минских решений, а не ту их часть, которую не выполняет именно Украина», — говорил ранее Габриэль.
Относительно антироссийских европейских санкций у главного немецкого дипломата также свое мнение: «Безусловно, всё напрямую зависит от выполнения Минских соглашений, но я считаю, что снятие санкций должно быть поэтапным, по мере того как будут выполняться отдельные пункты этих соглашений. Я реалист, и я понимаю, что ждать их стопроцентного выполнения можно очень долго, тем более что всё зависит не только от России, но и от Украины».
Габриэль в целом оценивает действие санкций относительно РФ как провоцирование противостояния, а не метод разрешения конфликта. Он утверждал: «Все в мире знают, что изоляции не место в политике, что в конечном счёте она не принесёт людям в нашей стране, Украине и России ничего, кроме затяжного противостояния».
Рассуждая относительно путей выхода из украинского кризиса, новый министр иностранных дел ФРГ исходит из опыта своей родины — Германии — полагая, что федерализация для Украины — это реальная возможность сохранить государство. «Территориальной целостности Украины можно достичь, только если сделать предложение областям с русским большинством. Разумная программа федерализации кажется мне единственным годным путём», — отмечает он.
Как видно из вышеприведённых цитат Габриэля, у него есть вполне целостная картина ситуации на Донбассе и понимание процессов внутри Украины. Также, видимо, он будет предлагать шаги по разрешению конфликта, исходя из реального положения дел, а не пользуясь пропагандистскими клише официального Киева.
Мир меняется, и вместе с ним меняются оценки ключевыми мировыми геополитическими игроками ситуации на Донбассе, что в итоге должно привести к прекращению конфликта и выполнению Минских соглашений. Есть надежда, что Габриэль приложит максимум усилий для разрешения этой проблемы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции