Рустам Арифджанов, публицист:
— Может, за годы украинского присутствия он и потерял часть своей красоты и обаяния, но не стал калекой. Руки есть, ноги есть, характер остался. Так надо работать! Как работают в других городах России — в Череповце, на Магнитке, в Кузбассе, на кубанских полях и калужских заводах. Мне кажется, севастополец сегодня должен стремиться не на митинг, а на субботник в родном дворе. Да, многие проблемы города можно было списать на прошлого губернатора. Но вот в городе появился новый градоначальник — молодой, трудолюбивый. Теперь-то что мешает? Почему нередки настроения, будто Севастополь сам себя вручил России как подарок и теперь ждёт дивидендов за это, а не Россия по-матерински приняла его в свою семью?
В большой российской семье Севастополь — самый юный и маленький регион, потому иногда, как маленький, капризничает. Ему все это прощают. Жалеют. Гладят по голове, дарят игрушки. Меняют воспитателей, подбирают новых нянь. Россия это уже проходила. После того как Ельцин неосторожно бросил фразу о том, что национальные республики могут брать суверенитета сколько захотят, некоторые регионы тоже стали артачиться. Но при Путине феодальному самоуправству региональных вождей был положен конец. Россия, не в пример соседям, потому и сильная страна, что в ней сильна центральная власть.
Москва не Киев. Киев довёл полуостров до разрухи не только в городах и курортах, но и в головах. Местные чиновники тогда быстро сообразили: если центру плевать на нас, то нам тем более плевать на центр. Москва никогда не позволит себе плевать на Крым и Севастополь, но и от республики и города ждёт отказа от иждивенческой позиции. У Севастополя есть все возможности, чтобы перестать быть обузой для России, — флот, заводы, стойкость людей. Нужно ещё желание перестать быть для Родины блестящей содержанкой, а стать работящим и полезным членом российской семьи. Россия поможет — мост достроит, необходимые средства и кадры пришлёт, но и севастопольцам надо перестать кичиться своей исключительностью, а понять: мы уже не маленькие избалованные мальчики, мы многое можем сами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции