Как считали?
Журнал «Форбс» оценил эффективность российских и американских частных предприятий - на основе сравнения годовой выручки компаний в пересчёте на одного работника, то есть по производительности труда в денежном выражении. Худший результат предсказуемо показали нефтегазовые и металлургические российские гиганты. Предсказуемо - потому что именно в этих отраслях наиболее велика конкуренция между РФ и США и именно тут американцам выгодно продемонстрировать такие цифры. В результате, согласно рейтингу, разница в производительности на одного работника в нефтегазовой сфере шестикратная, в металлургии - семикратная. В пользу Штатов.
Тот факт, что в прошлом году тот же «Форбс» составлял рейтинг крупнейших мировых нефтегазовых компаний исходя из суточной добычи, американцы, похоже, забыли. А ведь тогда крупнейший частный «ЛУКОЙЛ» занял 18-е место, а государственная «Роснефть» до объединения с ТНК-ВР - 15-е. Посмотрим и на темпы развития производства: по итогам прошлого года выплавка стали в мире выросла на 1,2%, а на наших предприятиях, к примеру, на Магнитогорском металлургическом комбинате, - на 6,9%. Перевес - 5,8 раза в нашу пользу.
Может, американцы разучились считать? И потом, какое им дело до того, что наши частные предприятия предоставляют работу столь большому количеству людей в тех же моногородах, специфическом наследии советской индустриализации? Или Штаты хотят импортировать в Россию печальный опыт банкротства своего крупнейшего моногорода Детройта? Скорее верно другое: в борьбе за рынки сбыта Ближнего Востока, Европы и Азии все средства хороши. Изучат потенциальные покупатели «независимые» аналитические выкладки и возьмут в партнёры не российскую, а американскую компанию.
Куда уходят деньги?
Тем не менее проблем у российской промышленности много. Все последние годы мы постоянно говорим об офшорной структуре собственности наших компаний. Та же «Магнитка» принадлежит кипрским фирмам «Минта Холдинг Лимитед» (37,1%), «Фулнек Энтерпрайсис Лимитед» (41%) и «Мордорако Холдингс Лимитед» (7,7%). Правда, с недавних пор наш Минфин не считает Кипр за офшор. Даже в крупнейшем «ЛУКОЙЛе» 9,2% уставного капитала оформлено на кипрскую Lukoil Investments Cyprus Ltd. И сегодня никто особо не возражает против некогда сенсационной версии: в собственниках офшоров прячутся чиновники.
К слову, вывод денежных средств из компаний (то самое «бегство», а по сути - воровство капитала) в основном происходит посредством не всегда обоснованного увеличения затрат. Например, у того же «ЛУКОЙЛа» себестоимость продаж (упрощённо - общая сумма затрат) за 6 месяцев этого года в сравнении с тем же периодом 2012 г. подскочила аж на 18,8%, тогда как выручка - всего на 7,9%. Мы, конечно, ничего не утверждаем, и эти цифры наверняка имеют своё обоснование, но уж как-то подозрительно всё это выглядит.
И всё же кое в чём американцы нас «поощрили». Вы будете смеяться, но, согласно рейтингу, в лидерах - наше раздавленное импортом сельское хозяйство, а также в основном ориентированная на зарубежные товары торговля. Оно и понятно: американцы конкуренции с российскими крестьянами и торговцами не боятся - даже готовы дружески потрепать по загривку.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции