Примерное время чтения: 26 минут
120

Сенатор Дмитрий Ананьев: «Дефицит госбюжета не затронет простых граждан»

В конференции участвуют: Ананьев Дмитрий Николаевич

Какая ответственность  для сотрудников компаний, «продавших» конкурентам секреты своего работодателя, предусмотрена в законе об инсайде?

Есть ли рычаги для отслеживания таких «продавцов»?

Какие еще финансовые законопроекты будут рассмотрены в ближайшее время?

Чем грозит россиянам дефицит госбюджета?

Какие отрасли начнут восстанавливаться первыми от кризиса?

На эти и другие вопросы в ходе он-лайн конференции ответил Дмитрий Николаевич Ананьев, председатель комитета по финансовым рынкам и денежному обращению  Совета Федерации.

Конференция прошла в четверг 26 ноября с 17.00 до 18.00.
 

Вопрос:Бормс 18:12 18/11/2009
Что-то заглохла идея бюджетного фонда. А что он вообще должен был делать? Для чего он нужен?
Вопрос:кира 18:14 18/11/2009
америка снова "бодается" с америкой. мы - между ними? или сбоку? как на нас может их перебранка отразиться?
Вопрос:Ольга Александровна 18:24 18/11/2009
Некоторые банки начали уменьшать ставки по кредитам и повышать по вкладам. Но в сравнении с тем, насколько снизилась ставка рефинансирования - это мизер. Скажите, пожалуйста, что должно произойти, чтобы банки стали более "смелыми"? И когда этого можно ожидать?
Ответы:
Ананьев Дмитрий Николаевич 17:38 26/11/2009
Что касается повышения процентных ставок по вкладам, я бы к таким банкам относился максимально настороженно. Сейчас оснований для повышения процентных ставок по вкладам у банков нет, кроме как залатывать дыры и закрывать деньгами вкладчиков накопившиеся проблемы. Высокие процентные ставки могут быть признаком нестабильности и ненадежности. Я бы призвал вкладчиков крайне внимательно смотреть на состояние дел в банке, чтобы основным двигателем принятия решения о выборе банка была не только процентная ставка. Что касается доступности кредитов, банковская система пережила серьезные шоки. Первым шоком был кризис ликвидности, потом мы наблюдали достаточно серьезную панику населения, банки столкнулись с тем, что нужно было обеспечить бесперебойную выдачу денег, которая позволила бы вкладчикам успокоиться. После этого с начала года самым неприятным для банковской системы образом начала проявляться проблема плохих долгов. Многие предприятия не были способны рассчитаться по своим долгам, оплачивать даже проценты. Первые три месяца были сложными с точки зрения восприятия рисков и доверия к кредиторам. Это бесследно не проходит. Любые шоки вызывают обратную реакцию. Многие банки пересмотрели подходы к рискам при кредитовании. Естественным ответом на рыночную ситуацию стало желание снизить риски, в консервативном режиме выдавать кредиты. Но функция банков – питать экономику деньгами и тем самым зарабатывать доход. Банки по природе своей должны зарабатывать комиссионный доход путем кредитования и все вернется на круги своя. Просто обратная реакция к активной жизненной позиции, попыткам бороться за клиентов путем активной выдачи кредитов, эта фаза еще не наступила. Будем надеяться, что поворотный момент наступит в следующем году. Для этого есть предпосылки.
Вопрос:Мария 18:25 18/11/2009
Есть неоптимистичные прогнозы по безработице. Удастся ли избежать массовых сокращений?
Ответы:
Ананьев Дмитрий Николаевич 19:46 26/11/2009
Если монетарные власти будут продолжать политику снижения процентной ставки и удешевления ресурсов для реального сектора, ухудшения ситуации по безработице не будет. Дешевые деньги и наличие ресурсов в экономике – это главный стимул для деловой активности, для создания новых рабочих мест, эффективное средство по борьбе с безработицей. Правда, безработица делится на вынужденную и невынужденную. Человек, который теряет работу, некоторое время ее ищет, и если не находит, начинает привыкать к нерабочему состоянию. И часто наступает эффект привыкания и безработицы невынужденной, когда человек не хочет ничего делать, даже если ему предлагают работу. С учетом неблагоприятной демографической ситуации и недостатка рабочей силы в целом, хотелось бы верить, что наши власти будут продолжать снижать стоимость ресурсов и бороться с вынужденной безработицей и тем самым снижать невынужденную.
AIF.RU Ведущий конференций 19:50 26/11/2009
Какую оценку вы поставили бы России по сравнению с другими странами в отношении мер, которые принимаются для борьбы с кризисом?
Ананьев Дмитрий Николаевич 19:50 26/11/2009
Нам оценку поставит сопоставимый анализ - сравнение падения промышленного производства и ВВП. Здесь результаты для нашей экономики неутешительные. Даже, несмотря на то, что развитые конкурентоспособные экономики и монозависимые экономики сложно сравнивать, но ставить перед собой надо амбициозные задачи. Не работая в исполнительной власти, некорректно давать свои личные оценки, но мы всегда по своей природе при достаточно высоких амбициях склонны ставить высоко себе планку. Конечно, нынешнее состояние дел, падение производства и ВВП, должно стать основой по-хорошему рабочей злости на самих себя, что у нас получается далеко не все. Надо, не опуская руки, постараться сделать так, чтобы эти объективные сравнения свидетельствовали, что мы можем даже в сложных ситуациях, обладая такими ресурсами и такими возможностями, достойно проходить кризисные явления. Это в том числе будет придавать нам дополнительный вес на международной арене. И тогда нам высокую оценку поставят инвесторы.
Вопрос:Валерия Орлова 18:27 18/11/2009
В последнее время принимается очень много финансовых законов. Даже я - простая учительница музыки стала, как сейчас модно выражаться, финансово грамотной. очень хочется узнать, какие еще экономические законопроекты готовятся к принятию. И как вы их оцениваете?
Вопрос:Михаил Артурович 18:29 18/11/2009
Стали много говорить о государственно-частном партнерстве. Слышал, что его планируется использовать, например, в строительстве дорог - когда госсредств не хватает. Это нормальная ситуация? Или попытка залатать бюджетные "дыры" руками бизнеса? Как в других странах? И получится ли так, что результатом этого станет удорожание их совместных продуктов?
Вопрос:иностранец 18:44 18/11/2009
Будет ли создан мировой финансовый центр? Нужен ли он теперь?
Ответы:
Ананьев Дмитрий Николаевич 17:30 26/11/2009
Я думаю, что актуальность темы создания международного финансового центра не снизилась. Прямого посыла, к сожалению, мы не услышали от президента в Послании, о чем я пожалел, потому что тема модернизации нашей экономики и тема создания международного финансового центра – вещи связанные напрямую. Не может существовать модернизированная, современная экономика без современных конкурентоспособных финансовых рынков. Как и наоборот. Только при современных технологиях, доступе к дешевым ресурсам, при конкурентной среде может появиться приток новых технологий в реальный сектор. С началом кризиса многие скептики говорили, что теперь на идее МФЦ надо ставить крест. Конечно, при той волатильности нашей валюты, что мы видели за последний год, говорить сейчас о чрезмерном доверии иностранных инвесторов к рублю непросто. Рубль за последний год осуществлял серьезные кульбиты, хотя наше население с учетом нынешнего укрепления рубля продолжает доверять ему даже больше, чем доллару, в среднесрочной перспективе. Но на мой взгляд, эту цель безусловно надо реализовывать. Была утверждена концепция развития финансовых рынков, так называемая «Программа 2020» . Ее реализация предусматривает на утверждение более 60 ФЗ и более сотни подзаконных актов. Если эти законы будут современными и прогрессивными, в среднесрочной перспективе мы станем успешным, как минимум, региональным финансовым центром. В этом перечне законы,. Хотел бы положительно отметить активную позицию ФСФР: в первом чтении принят закон об инсайде, внесен закон о секюритизации, о клиринге... Это фундаментальные законы, без которых не может функционировать ни один современный финансовый рынок. И очень внимательно надо следить за их качеством. Это потребует вовлечения в работу и первых лиц государства, потому что законы затрагивают большое количество сфер и требуют правильных компромиссов. Надеюсь, что в следующем году эти законы будут приняты, ведь конкуренция за создание международного финансового центра растет. Мы видим мощь китайской экономики и соответствующее доверие инвесторов. Мы должны поставленные задачи научиться воплощать в жизнь, как говорил Королев. Этот лозунг уместен и по отношению к созданию МФЦ. Закон об инсайде для большинства инвесторов это как маркер, квалификационное требование для работы на рынке. Для меня вопрос, нужен ли рынку этот закон, не стоит – конечно же, он нужен. По сути, закон предусматривает создание равных условий для инвесторов вне зависимости от обладания внутренней ценной информацией. Пример – если предприятие занимается добычей полезных ископаемых, и менеджмент знает, что открыто новое месторождение, но рынок еще не знает об этом. Инсайдерской деятельностью является то, что менеджмент компании начинает активно покупать акции компании, понимая, что эта информация еще не раскрыта, и получает, таким образом, преимущество перед остальными рыночными участниками. Подобная деятельность должна подпадать под закон об инсайде. В ряде стран за такую деятельность существует и уголовное наказание. Наш комитет выступает за то, чтобы на первом этапе – пока не накоплена достаточная правоприменительная практика - в виде наказания было административное преследование и общественное порицание. Ведь репутация – крайне важный аспект и для представителей бизнеса, и для чиновников.
Вопрос:Стремоухов Г.Д. 01:16 19/11/2009
Организационная структура села,агропрома ПРОВИНЦИИ порочна.Главными гробокопателями развала ПРОВИНЦИИ являются монополия "Россельхозбанка" и "Росагролизинга". Почему в России, оргомнейшей аграрной стране нет сельскохозяйственного кооперативного банка.? В Германии их 1200 и пайщиков 30 млн. Почему в России сельскохозяйственная потребительская копперация влачит жалкое существование? Является не стратегией государства, а уделом энтузиастов-самоубйц.?
Вопрос:Владимир 09:24 19/11/2009
Простите, если вопрос не по теме. Почему российские законодатели не владеют принципами законопроектирования. Пример: принцип дифференциации закона полностью отсутствует в ступенчатом законе о пенсиях граждан проживающих в районах крайнего севера... Если прожил 15 лет, тебе положена северная пенсия, а если 14 лет 11 месяцев и 29 дней, то не положено. Данная пенсия предполагает компенсацию за потерянное здоровье, значит 15 лет есть факт потери здоровья, а на 1 день меньше - нет. Почему??? Бред какой-то. Спасибо.
Вопрос:Антон 11:25 19/11/2009
По итогам года, можете назвать самые важные и удачные законы (инициативы, решения) из экономической сферы, принятые в 2009-м?
Ответы:
Ананьев Дмитрий Николаевич 17:54 26/11/2009
Я бы выделил выдачу субординированных кредитов широкому кругу банков на этапе недостатка капитализации банковской системы. Это явилось и финансовым, и психологическим подспорьем для большого количества банков. Конечно же, наиболее острая фаза прошла в конце прошлого года. Острых событий в ближайшее время, будем надеяться, не стоит ожидать: разговоры о второй волне стихают, появляется штиль – мы не ждем ни цунами, ни глобальных потрясений. Ответственным этапом будет январь - пути решения, связанные с индексирование тарифов. Хотелось бы верить, что нашему правительству удастся не повышать или повышать незначительно тарифы естественных монополий, ведь это всегда стимулирует инфляцию. Будем надеяться, что экономике удастся все же оставаться на минимальных значениях инфляции. В этом году будем надеться на 9,5-9,6%. Если удастся удерживать инфляцию в разумных пределах, это будет дополнительный показатель страновой стабильности для инвесторов. А инвесторы будут голосовать длинными деньгами.
Вопрос:Анатолий Москвин 11:26 19/11/2009
Как изменится закон о транспортном налоге? Как думаете, каким может быть равновесное решение по этому вопросу - чтобы довольно осталось и государство, и автовладельцы
Вопрос:Максим 11:30 19/11/2009
Я сотрудник банка. Говорится много о поддержке банковского сектора. Идет дискуссия о безотзывных вкладах… Каково ваше отношение к этому инструменту?
Ответы:
Ананьев Дмитрий Николаевич 19:32 26/11/2009
Безотзывные вклады – это один из важных инструментов, которые позволили бы банковской системе располагать длинными ресурсами. Ведь большинство предприятий хочет получать длинные деньги, которые позволяют реализовывать инвестиционные проекты, создавать эффективное производство, новые рабочие места. Такие проекты могут реализовываться только с деньгами взятыми не менее, чем на 3-5 лет. Более коротких сроков окупаемости в реальном секторе не существует. У банков, особенно у российских, источников длинных денег нет. Во всем мире основным источником являются пенсионные деньги и безотзывные вклады. Сейчас в законодательстве прописано, что банк обязан отдать деньги вкладчику в любой момент, когда тот захочет, может лишь не заплатить проценты. В большинстве развитых стран такая формула просто не работает. Чаще всего законодательство основывается на том, что если вкладчик хочет досрочно изъять средства, он на это время берет кредит. Банк на короткий срок всегда прокредитуют своего клиента и под хороший процент. Чаще всего процентная ставка по длинному депозиту бывает выше, чем тот кредит на короткий срок, который вкладчик получает. Что касается нашего законодательства, разумным было бы принять закон, который позволял бы появиться на нашем рынке безотзывному вкладу в качестве дополнительного, альтернативного инструмента. То есть не менять ту структуру вкладов, которая существует сегодня. Просто параллельно дать возможность банкам привлекать деньги под безотзывные вклады, когда условием изъятия денег досрочно являются форс-мажорные обстоятельства. Тогда вкладчик имел бы выбор: положить деньги либо на обычный вклад, , либо на безотзывный с повышенной процентной ставкой. Подобного рода инструмент мог бы иметь значительное распространение и позволил бы банкам легче управлять своей ликвидностью и предоставлять кредиты на более длинные сроки.. В любом случае, имея инвариантность при выборе инструмента, вкладчик только выигрывает.
Вопрос:Инн 11:32 19/11/2009
Как долго бюджет будет дефицитен? В ближайшей перспективе не будут ли ещё укорочены сроки действия бюджета - чтобы успевать подстраиваться под ситуацию в экономике. Или сейчас уже всё становится стабильно?
Ответы:
Ананьев Дмитрий Николаевич 17:43 26/11/2009
Думаю, что простым людям в следующем году дефицит бюджета не грозит, особенно с учетом того, что руководство страны реализует модель четкого выполнения социальных обязательств. Когда расходы на социальные нужды более трети бюджета – это очень серьезно. Конечно, существует позитивный фактор в виде благоприятной конъюнктуры цен на нефть и газ, но большего внимания должны требовать проекты, которые будут генерить дополнительные бюджетные доходы, которые будут создавать конкурентоспособные производства и в конечном итоге позволят диверсифицировать нашу экономику. В том числе внимания заслуживает и эффективная модернизация инфраструктуры в стране, в том числе нефтегазового хозяйства, которое тоже нуждается в модернизации. Задач в экономике очень много. Но глаза боятся – руки делают. Многие проблемы носят застарелый характер. Эти вопросы надо решать. Для меня одним из позитивных сигналов прозвучала тема строительства автодорог, причем по тем стандартам, которые приняты в развитых странах. Когда в нашей стране строительство километра дорог на федеральных трассах стоит на порядок большие деньги, чем в дургих странах – этого себе не может позволить ни одна, даже самая богатая, страна мира. Мы можем много говорить о коррупции, но вот конкретная сфера, в которой нужно наводить порядок. Тем более что рядом с нами есть страны, которые могут служить прекрасным примером. В первую очередь надо смотреть на практику Китая.
Вопрос:Игорь 11:33 19/11/2009
Что делается для облегчения жизни малого бизнеса? В америке можно завести частную лавку, продавать кабачки и жить богато, а у нас для этого надо все круги ада пройти и в конце концов разориться. КОгда у нас начнёт развиваться нормальное пространство для предпринимателей?
Ответы:
Ананьев Дмитрий Николаевич 17:18 26/11/2009
Малый и средний бизнес – тема, которая активно дискутируется, о которой много говорится и на федеральном уровне, но гораздо меньше делается. Недавно я написал небольшую статью «300 спартанцев» в своем блоге, в которой упомянул традиционно унизительную зависимость нашей экономики от нефтегазового сектора, которая связана, в том числе, с мноструктурностью нашей экономики. Объем малого и среднего бизнеса недопустимо низок по сравнению с развитыми странами. Если доходы в бюджете в развитых странах от малого и среднего бизнеса превышают 50%, то в нашей стране -ниже 20%, тем самым поддерживается нефтегазовая зависимость и сохраняется угроза нестабильности нашей экономики в целом. Ключевой проблемой я считаю недоступность ресурсов для малого и среднего бизнеса. Сейчас на рынке стоимость денег на уровне 18-20% годовых. Плюс с учетом нынешней обстановки и ряда ошибочных действий деловая активность снизилась, желающих стартовать и взять на себя риски, столкнуться со всеми реалиями российского бизнеса становится все меньше. Не говоря уже о том, что в нашей экономике большое влияние имеют чиновники – по структуре рабочих мест чиновники это порядка 50%, и в большинстве своем это люди, которые зачастую создают коррупцию либо отравляющую атмосферу для малого и среднего бизнеса, не способствующую созданию новых предприятий и новых рабочих мест. Что было бы необходимо предпринять. Каждый малый и средний предприниматель хочет, кроме базовых посылов, почувствовать, что в его маленьком городе в нем реально заинтересованы. На мой взгляд, если не извращать эту идею, было бы правильно и субъектам Федерации перед губернаторами и мэрами ставить количественные и качественные задачи по приросту компаний МСБ, и по реальной поддержке таких предприятий. Чтобы каждый губернатор понимал, что это одно из квалификационных требований со стороны центра. Тогда многие представители малого и среднего бизнеса почувствуют не только, что их обкладывают поборами на местах, а то, что ему реально помогают. Большая разница, как открыть бизнес у нас или за рубежом. Я был летом в Финляндии и встречался с коллегой, который открывал там гостиницу. Когда он встретился с местным муниципалитетом, ему задали вопрос: «Как вас поддержать? Может быть, газ подтянуть? Может быть, нужен дешевый кредит? Вы только не сокращайте рабочие места.» Каждый муниципалитет воспринимает новое предприятие через призму новых налогов, оплачиваемых рабочих мест, создания всех условий, чтобы инвестор был максимально заинтересован в укреплении и развитии бизнеса. Это сильно отличается, от того, с чем сталкивается наш предприниматель. Такое многим даже и не снится. Лишь бы не устанавливали дополнительные препоны. Но наш малый и средний бизнес ухитряется пробиваться сквозь асфальт.
Вопрос:Вероника 11:36 19/11/2009
В России перестала расти просроченная задолженность по кредитам (суммарный объём). Значит ли это, что банки начнут удешевлять кредиты и облегчать условия их получения? Можно ли считать, что это - первая ласточка выхода из кризиса? Спасибо
Вопрос:Credit Crunch 11:38 19/11/2009
АСВ размещает на своём сайте ФИО должников банков и размеры их долгов. Не является ли это противозаконным - раскрытием какой-либо тайны? И не может ли повредить должникам?
Вопрос:Михаил 13:28 19/11/2009
Есть ли инициативы, которые затронут вклады населения?
Ответы:
Ананьев Дмитрий Николаевич 19:07 26/11/2009
По вкладам сейчас достаточно благополучная ситуация. Вернулось доверие к рублю, доверие к банковской системе. Важную роль сыграл пакет антикризисных законов, в частности повышение страхового покрытия по вкладам и то, что покрытие стало распространяться полностью на 100% вклада. Имеет смысл подумать о повышении страховой суммы. Кроме того, с учетом того, что страховые взносы, которые перечисляют банки по депозитам населения, самые высокие по сравнению с другими развитыми странами, банковское сообщество поднимает вопрос, что хорошо бы размер этих взносов сократить и тем самым снизить расходную составляющую у банков. Это снизило бы себестоимость банковских услуг. Вот изменения, которые имело бы смысл рассмотреть и принять. Еще раз хотелось бы отметить, что в целом ситуация в этой области позитивна. Главное свидетельство тому –объем вкладов в банковской системе продолжает расти.
Вопрос:сомневающийся 14:09 19/11/2009
Может ли когда-нибудь, в какой-нибудь очень далёкой перспективе рубль сталь межнациональной валютой? Какая-нибудь валюта вообще сможет "переплюнуть" доллар
Вопрос:Павел, Москва 14:11 19/11/2009
Перебранка США и Китая может как-то существенно отразиться на Росии?
Вопрос:александр 18:12 20/11/2009
Как вы считаете если бы правительство деньги раздало не банкам, а населению может быть пользы для экономики было бы больше? Население само бы их вложило и поддержало бы нашу экономику.
Вопрос:Сергей 16:09 22/11/2009
Что делается для контроля вывода средств из страны, в частности, в офшоры. Кто проморгал многомиллиардные вливания государства, которые пошли не по назначению, которые по сути похитили банки, слив финансы в неизвестном направлении?
Вопрос:АЛЕКСАНДР ДЕМЕНТЬЕВ 17:39 22/11/2009
ДО КАКИХ ПОР НАШИ ФИНАНСИСТЫ БУДУТ КРЕДИТОВАТЬ ЭКОНОМИКУ США ПО 3 ПРОЦЕНТА ГОДОВЫХ ПРИ НЕВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧИТЬ РОССИЙСКОМУ МАЛОМУ БИЗНЕСУ КРЕДИТ НИЖЕ 20 ПРОЦЕНТОВ? Я НЕ "СТАЛИНИСТ" - НО ЗА ТО ЧТОБЫ К РУКОВОДСТВУ СТРАНОЙ ПРИШЁЛ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СМОГ БЫ СПРОСИТЬ ЗА ТАКОЕ И ВПРЯМЬ ВРЕДИТЕЛЬСТВО ДЛЯ СТРАНЫ!
Ответы:
Ананьев Дмитрий Николаевич 17:21 26/11/2009
Я бы посоветовал, в первую очередь, рассчитывать на свои силы и верить в свою способность достичь успеха. Часто вера и уверенность в своих силах способны помочь преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. Ощущения, которые получает человек, добившийся успеха несмотря ни на что, – это ощущение победителя, которое помогает во всем, и в бизнесе тоже. Я бы, несмотря на экономические условия, порекомендовал стараться находить не причины, почему не получается, а находить свои недостатки, их исправлять, это позволит достичь успеха. У нас огромная страна, огромный потенциал, возможности, и небольшое для таких размеров страны население. Надо добиваться. И количество все равно перерастет в качество, я безусловно уверен в развитии нашей страны, в ее потенциале.
Вопрос:Варвара 01:08 23/11/2009
Здравствуйте, Дмитрий Николаевич. Каково Ваше отношение к российской системе высшего образования? Могут ли наши университеты вырастить эффективных топ-менеджеров? Есть ли смысл тратить деньги на обучение по программе МBA в России?
Вопрос:Павел Разуваев 20:00 23/11/2009
Какие законопроекты разрабатываются сегодня и какие будут приняты в ближайшее время о налогообложении на добычу полезных ископаемых? Что предпринимает правительство и Совет Федерации для нормализации финансирования регионов Крайнего Севера, в том числе и Ямала, которые из года в год обеспечивают нефтяную и газовую экономическую стабильность страны?
Ответы:
Ананьев Дмитрий Николаевич 17:11 26/11/2009
Сфера природных ископаемых, несмотря на то, что я представляю один из регионов, которые являются кладовой нашей страны, - это не совсем предмет ведения нашего комитета. С точки зрения конкретного участия как представитель Ямальского АО могу сказать, что недавно был принят ФЗ, который позволяет перераспределять налоги в пользу регионов по тем имущественным комплексам, которыми располагают монополии. Если раньше налоги платили в Москве или Питере в зависимости от того, где например, Газпром находится на учете, то поправка позволила по тому имуществу, которое находится в субъектах (допустим, трубопроводам), платить налоги именно в тех регионах. И таким образом часть налоговых потоков вернется в регионы. Это хорошая и правильная мера, которая хотя бы точечно, но будет добавлять ресурсы в регионы, которые являются основными источниками доходов бюджета.
Вопрос:Наталья 12:50 24/11/2009
Как Вы относитесь к тем антикризисным мерам, которые были приняты правительством, считаете ли Вы их достаточными?
Ответы:
Ананьев Дмитрий Николаевич 17:09 26/11/2009
Начну с оценки антикризисных мер, основой пакет которых был принят год назад. Без всяких сомнений, большинство оказались чрезвычайно эффективными, полезными, хотя ряд мер были контрпродуктивными. На первом этапе, к сожалению, значительные средства были целевым образом распределены только между государственными и квазигосударственными банками, что стимулировало переток клиентов и создало неконкурентую среду. Правда Правительство быстро исправилось, доступ к аукционам, которые проводил Минфин, был расширен до 20 банков, потом был снят и этот порог. Однако в течение нескольких недель состояние на рынке было тревожное. Если говорить про положительные меры, которые позволили избежать коллапса банковской системы и помогли побороть временную проблему с ликвидностью, стоит выделить беззалоговые аукционы, повышение страховых гарантий до 700 тысяч. Благодаря чему панические настроения населения были успешно преодолены. Последний год банковская система позитивно наблюдает за тем, что вклады растут. Это хорошо. С другой стороны, назвать действующие меры достаточными для развития конкурентоспособной экономики нельзя. Наше финансовое законодательство является устаревшим, не защищает ни финансовые институты, ни инвесторов. С точки зрения решения долгосрочных задач, появления в нашей стране международного финансового центра нам предстоит еще много работать над законодательной базой. Чтобы превратить наши финансовые рынки в современные, надо не только поставить задачи, но и непосредственно принимать хорошие прогрессивные законы, тогда, будем надеяться, через некоторое время даже в этой инерционной сфере наступят позитивные перемены. Из возможных ошибок - в начале кризиса ЦБ продолжал повышать ставку рефинансирования. Эта мера негативно повлияла на внутренний спрос, на деловую активность. Слава богу, эта тактика изменилась. Последние 9 месяцев мы наблюдаем позитивную тенденцию снижения ставки рефинансирования, сейчас она достигла исторического минимума – 9% годовых. Однако болезни кризиса зашли далеко, только снижением ставки проблему удешевления ресурсов для реального сектора уже не решить. Глубоко зашли процессы на рынке заимствований. Более 250 эмитентов оказались в дефолте, многие - из-за слабости нашего законодательства, которое дает возможность не платить по долгам, уводить активы из компаний. Это серьезный репутационный риск для всей нашей экономики. Стоимость риска в нашей стране продолжает оставаться на очень высоком уровне, что соответственноудорожает стоимость кредитных ресурсов. Это еще одна задача, которую нужно решать совместными усилиями исполнительной и законодательной власти в части усовершенствования законов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах