Ананьев Дмитрий Николаевич 17:30 26/11/2009
Я думаю, что актуальность темы создания международного финансового центра не снизилась. Прямого посыла, к сожалению, мы не услышали от президента в Послании, о чем я пожалел, потому что тема модернизации нашей экономики и тема создания международного финансового центра – вещи связанные напрямую. Не может существовать модернизированная, современная экономика без современных конкурентоспособных финансовых рынков. Как и наоборот. Только при современных технологиях, доступе к дешевым ресурсам, при конкурентной среде может появиться приток новых технологий в реальный сектор. С началом кризиса многие скептики говорили, что теперь на идее МФЦ надо ставить крест. Конечно, при той волатильности нашей валюты, что мы видели за последний год, говорить сейчас о чрезмерном доверии иностранных инвесторов к рублю непросто. Рубль за последний год осуществлял серьезные кульбиты, хотя наше население с учетом нынешнего укрепления рубля продолжает доверять ему даже больше, чем доллару, в среднесрочной перспективе.
Но на мой взгляд, эту цель безусловно надо реализовывать. Была утверждена концепция развития финансовых рынков, так называемая «Программа 2020» . Ее реализация предусматривает на утверждение более 60 ФЗ и более сотни подзаконных актов. Если эти законы будут современными и прогрессивными, в среднесрочной перспективе мы станем успешным, как минимум, региональным финансовым центром. В этом перечне законы,. Хотел бы положительно отметить активную позицию ФСФР: в первом чтении принят закон об инсайде, внесен закон о секюритизации, о клиринге... Это фундаментальные законы, без которых не может функционировать ни один современный финансовый рынок. И очень внимательно надо следить за их качеством. Это потребует вовлечения в работу и первых лиц государства, потому что законы затрагивают большое количество сфер и требуют правильных компромиссов.
Надеюсь, что в следующем году эти законы будут приняты, ведь конкуренция за создание международного финансового центра растет. Мы видим мощь китайской экономики и соответствующее доверие инвесторов. Мы должны поставленные задачи научиться воплощать в жизнь, как говорил Королев. Этот лозунг уместен и по отношению к созданию МФЦ.
Закон об инсайде для большинства инвесторов это как маркер, квалификационное требование для работы на рынке. Для меня вопрос, нужен ли рынку этот закон, не стоит – конечно же, он нужен. По сути, закон предусматривает создание равных условий для инвесторов вне зависимости от обладания внутренней ценной информацией. Пример – если предприятие занимается добычей полезных ископаемых, и менеджмент знает, что открыто новое месторождение, но рынок еще не знает об этом. Инсайдерской деятельностью является то, что менеджмент компании начинает активно покупать акции компании, понимая, что эта информация еще не раскрыта, и получает, таким образом, преимущество перед остальными рыночными участниками. Подобная деятельность должна подпадать под закон об инсайде. В ряде стран за такую деятельность существует и уголовное наказание. Наш комитет выступает за то, чтобы на первом этапе – пока не накоплена достаточная правоприменительная практика - в виде наказания было административное преследование и общественное порицание. Ведь репутация – крайне важный аспект и для представителей бизнеса, и для чиновников.