Хазин Михаил Леонидович 17:51 25/05/2009
Власти нам на протяжении 8 лет объясняли, что Россия встает с колен, что у нас потрясающий экономический рост, все замечательно, что они – власти - лучшие в мире экономические управленцы, что у нас расцвет демократии и т. д. Про демократию говорить не будем, это слово спорное, особенно в нынешнем его понимании. А вот про все остальное. И они не могут сказать: ребята, мы 8 лет вам врали, а на самом деле у нас все плохо, все сыпется, ничего удержать не можем, ресурсов у нас не хватает, экономистов нет, квалификация чиновников ниже плинтуса. Они же этого сказать не могут! Теоретически в стране есть политические власти, которые должны жестко сказать: все, ребята, вы не оправдали доверие, и всех этих персонажей, которые нас до нынешнего состояния довели, уволить. Но у нас нет политической власти. У нас за эти 8 лет построена система административной власти. Политической борьбы нет, политической партии нет. Дума у нас не место для дискуссий, это сказал не я, а спикер ГД и по совместительству руководитель «ЕР» Грызлов. Не будем сейчас говорить про коррупционные моменты, что эти люди, которых теоретически нужно выгонять, честно внесли наверх свою долю. За что их выгонять? Они исполняли свои обязанности. Модель испорчена, ее надо менять. Но люди, которые выросли в рамках старой модели, рассчитывать на то, что они смогут перейти на новую модель, достаточно сложно. Теоретически в нормальной стране существует контрэлита, это люди, которых не пускают к распилу финансовых потоков, но держат, чтобы в условиях кризиса вытащить, чтобы они спасли ситуацию. В некотором смысле как в 98-м году вытащили Геращенко. Но за 8 лет псведороста… У нас был рост с 1999 по 2002-2003 год где-то, в 2004 начался резкий рост инфляции, с тех пор как Игнатьев в ЦБ наконец-то взял руль в свои руки. У нас нет людей, которых можно было бы назначить, они все в рамках этой самой вертикали власти. Где найдете сегодня человека, которого можно было бы назначить министром экономики?
Меня иногда спрашивают: а если бы вас назначили министром экономики, вы бы пошли? Я говорю: куда, сюда? С Кудриным в качестве министра финансов, с Игнатьевым в качестве председателя ЦБ? Что я там буду делать? Заместителей сменить нельзя, начальников департаментов сменить нельзя. Должна быть команда, человек 20, и менять надо всех – тогда имеется какой-то шанс. Но менять всех – значит нарушить всю систему, выстроенную за 8 лет взаимных отношений.
Пока в их понимании не настолько плохо, чтобы идти на такие кризисные изменения. Но я считаю, что ситуация будет ухудшаться, и рано или поздно на них идти придется, причем чем дольше они буду тянуть, тем сильнее будет смена. Не исключаю, что будет смена элит тотальная. У меня назревают ассоциации с 1917 годом. Совершенно не хочу сказать, что меня эти ассоциации сильно радуют.
Я честно много лет объясняю, что то, что делают наши чиновники, грубые ошибки. Но меня никто не слушает, они снова наступают на те же грабли, процесс продолжается. Пока были высокие цены на нефть, пока была возможность нефтяными деньгами закрывать дырки в нашей экономике, это продолжалось. Сейчас уже невозможно. Убытки нашей экономической системы настолько велики, что даже если цена на нефть вернется к 150, мы их закрыть не сможем.