Звагельский Виктор Фридрихович 11:39 10/03/2009
Я не слышал, чтобы Путин обещал облегчение к 2010 году. Более того, идет разговор о том, что 2009-2010 годы будут самыми тяжелыми, а дальше уже будет легче. По поводу приватизации крупных и средних предприятий я тоже особо ничего не слышал, она давно закончена, на сегодня ни одно крупное предприятие уже не приватизируется. Возможно, часть предприятий, которые сейчас подпадут под процедуру банкротства, наверное, будут частично отданы под контроль государства, потому что в противном случае либо отрасль не будет развиваться, либо попадет в руки заграницы. Мы не говорим о какой-то национализации, мы говорим о спасении важных для страны предприятий, которые неэффективно управлялись, и сейчас форма их собственности будет меняться. Но это будет делаться законными методами – аукционы, тендеры и все прочее. Что касается планового развития, если можно назвать то, что происходило до кризиса, наверное, и было госкапитализмом. Когда говорили, на кого Россия больше смотрит из экономик – на США или на Китай, говорили, что смотрит на развитие китайской модели экономики. А это и есть классический пример госкапитализма.
Государственный контроль важен всегда. Другое дело, что в тех условиях, в которых мы живем, важно, чтобы госконтроль не превратился в дополнительную кормушку для чиновников, не усиливал коррупцию. Отрасли экономики, от которых зависит существование государства, поступление налогов, должны быть под четким госконтролем. Мы не говорим о новой приватизации или национализации, говорим об установлении жесткого контроля над теми отраслями, без которых нормальное существование страны невозможно. Поэтому естественно, что я это тоже приветствую.
Сложно судить руководителей крупного бизнеса. Можно говорить, что многие их действия были неэффективными. С другой стороны, крупные предприятия, которые были на плаву и развивались, - тоже заслуга их топ-менеджеров. Каждый случай рассматривается отдельно. Где-то была основная болезнь крупных олигархических предприятий – это работа с непрофильными активами, когда у предприятий появлялись большие дополнительные средства, они их не вкладывали в модернизацию производства, а покупали непрофильные активы, потому что практически все активы почти в России росли, предприятие, которое занималось нефтью, могло с удовольствием купить предприятие, которое выпускает автомобили. Менеджмент не был ориентирован на работу с непрофильными активами. Много проблем сейчас именно у тех предприятий, которые занимались 3-4 крупными бизнесами, кроме своего основного. А вывоз денег в оффшор – обывательское понятие. Любой бизнесмен предпочитает, чтобы деньги работали, а не лежали где-то на счетах.
Уже многие знают, что принят достаточно большой антикоррупционный пакет, он долго дорабатывался, перерабатывался в ГД. На сегодня этот антикоррупционный пакет, если он нормально заработает, ситуацию изменит в корне. Он направлен не только на уменьшение возможности для чиновника любого ранка получения доходов, не связанных с его заработной платой. В условиях кризиса единственная проблема, связанная с коррупцией, – многие чиновники разных звеньев лишились возможности получения незаконных доходов, потому что множество предприятий не работают. Связывать кризис с коррупцией напрямую я бы не стал. А антикоррупционные законы абсолютно доработанные, если они будут внедрены в жизнь, в этом смысле ситуация с коррупцией сильно изменится.