Кричевский Никита 12:47 16/06/2009
К модернизации в этом году точно не прейдем. В этом году нет планов, но есть деньги, а следующем году, возможно, будут планы, но уже не будет денег. Хотя модернизацию можно осуществлять и без особых финансовых вливаний.
В моногородах ситуация тяжелая, кроме ориентированных на производство сырья. В промышленных моногородах ситуация очень сложная. Усугубляется тем, что некогда единые производственные комплексы сейчас разрушены, мы это видели на примере Пикалёво. Пикалёво в 2004 году было разрушено как единый хозяйственный комплекс. Там было решено продать 3 производства из пикалёвского комплекса. Глиноземный завод, который в итоге перешел к господину Дерипаске, цементный завод перешел под контроль госпожи Батуриной, затем компании «Евроцемент групп», и «Метахим» остался у прежнего собственника. Нужно отметить, что сырье для пикалевского глиноземного завода поставлялось с Кольского полуострова АО «Апатит». Сегодня оно контролируется господином Гурьевым, сенатором Мурманской области. В 2005 году они повысили цены на сырье для Пикалёво в 1,5 раза. Оказалось, что к 2007 году тонна глинозема, который вырабатывали в Пикалёво, строила 10 тыс рублей, а на мировых рынках - от силы 8,5 тыс. Производство оказалось невыгодным. При этом цементный завод работал на отходах глиноземного завода и третье предприятие, производящее соду, работало тоже на отходах глиноземного производства. Когда предприятие оказалось убыточным, Дерипаска решил его перепрофилировать и выпускать цемент, и в моногороде оказалось 2 цементных завода. При этом господин Дерипаска еще в 2007 году уведомил администрацию области о сокращении почти тысячи работников с основного предприятия. Поскольку прекратились поставки отходов на пикалевский цементный завод, там производство остановилось и тысяча человек оказались на улице сразу. Вслед за пикалевским цементным заводом остановился и «Метахим», потому что не оказалось сырья. Никакие структуры в этой ситуации не могли ничего сделать. Больше того. Сделка по разделению единого производственного комплекса была одобрена ФАС. О том, что в Пикалёво не все хорошо, с лета 2007 года знали в правительстве. Были совещания, но никто ничего сделать не мог, потому что с одной стороны олигархи федерального масштаба, одинаково приближенные к премьеру и президенту, с другой стороны есть объективные экономические обстоятельства, которые не позволяют остановить производство. Что произошло две недели назад, а именно приезд премьера Путина в Пикалёво, можно назвать трагической ошибкой, потому что многократно доказано, что если сигнал, который идет в систему, а мы имеем в виду социальный сигнал с периферии, идущий в центр, получает положительный ответ, система может трансформироваться на любой другой уровень, как на более высокий, так и на менее высокий. Будут изменения системы. Получив один раз ответ на посланный сигнал, она будет вести себя, как джинн, которого выпустили из бутылки. Он будет проявляться где угодно. Не наездятся. Уже сегодня значительная часть чиновников находятся в моногородах, а их по стране около 460, где люди по примеру Пикалёва грозятся перекрыть трассы, взять в заложники руководство и так далее. Это последствия ошибки. В Пикалёво через 3 месяца, после окончания действия договора, который был заключен на поставку сырья из «Апатита» на глиноземный завод, Путину придется ехать еще раз, потому что производство опять встанет.
Рубцовск Алтайского края. Точно так же ситуация не была подвластна губернатору Алтайского края. «АлтТрак» был разорен при участии прямых конкурентов - «Агромашхолдинга», в который входят Владимирский и Волгоградский тракторные заводы. Были проекты по кооперации с белорусскими и челябинскими тракторостроителями, по производству тракторов и бульдозеров по немецкой технологии. Этого не получилось. Вместо этого в 2007 году арбитражный суд Сибирского округа принял решение о банкротстве «АлтТрака», чья история насчитывает 67 лет – с 42-го года, когда были эвакуированы Харьковыский и Сталинградский транспортные заводы. Сегодня последние 12 тракторов, заложенные еще в прошлом году, рабочие не выпускают из цеха. Задолженность по зарплате превысила 60 млн рублей, без денег они не отдают эти трактора. Последние 12, хотя в советские времена этот завод выпускал до 30 тыс. тракторов. Страшно, что во всех моногородах, у которых возникли проблемы с градообразующими предприятиями, остановлены ТЭЦ, то есть срывается подготовка к зимнему сезону. Хотя чиновники уверяют, что зиму пройдем без сбоев, уверенности в этом нет. Если сегодня ТЭЦ стоят, не проводятся профилактические работы, не осуществляются закупки топлива, как эти моногорода могут пройти зиму без сбоев? Будут лететь и трубы, и батареи, будет отключаться отопление, потому что банально нет денег на расплату с поставщиками сырья.
Вся надежда сегодня на то, что мировой экономический кризис чудесным образом рассосется. Уповать на грамотные действия властей не приходится, просто нет ресурсов. Если это случится и волшебным образом начнут поступать дешевые иностранные кредиты, все будет хорошо. Скорее всего, этого не случится. Готовиться нужно к худшему – что волнения будут продолжаться. Запаса прочности у моногородов нет. Предприятия встают. На примере «Русского вольфрама» мы видим, что это значит. Зиму он пережил с дырами в крыше. Говорить, что «Русский вольфрам» заработает, можно с большой натяжкой – оборудование слишком сильно испорчено за время простоя. Никаких перспектив по разрешению ситуации, кроме чудесного завершения мирового экономического кризиса, я лично не вижу.