Примерное время чтения: 8 минут
722

Двухэтажный автобус в Гагаринском. Ретроэкскурсия с фильмом «Я купил папу»

Сюжет Газета «Мой район»: Гагаринский. Выпуск №5
Короткое время в Москве 1960-х ходили двухэтажные немецкие автобусы. Это уникальные кадры из фильма «Я купил папу» Фрэза. Потом машины разрезали на металлолом.
Короткое время в Москве 1960-х ходили двухэтажные немецкие автобусы. Это уникальные кадры из фильма «Я купил папу» Фрэза. Потом машины разрезали на металлолом. Кадр из фильма

Папа из «Дома обуви»

В фильме «Я купил папу» мир показан глазами пятилетнего мечтательного и смелого мальчугана. Снял картину классик детского кино, народный артист СССР, лауреат всесоюзного и международных фестивалей Илья Фрэз («Вам и не снилось…», «Чудак из пятого «Б», «Приключение жёлтого чемоданчика»). Дима Одинцов (Алёша Загорский) очень любит свою молодую красивую маму-машинистку (Ольга Лысенко). Но парень мечтает о папе – чтобы тот, высокий, сильный и красивый, забрал его из детского садика, вызывая зависть у всех ребят. В фильме есть трогательный диалог. «Ты меня где купила? В магазине?» «В магазине», – после паузы тихо отвечает молодая женщина… «А почему именно меня? Такой хороший был? Меня купила, а на папу денег не хватило, да?» И героиня Ольги Лысенко объясняет: мол, по дороге в магазин она купила себе мороженое, поэтому на папу уже не хватило. И тогда Димке снится сон про магазин, где «недорого» предлагали на выбор самых разных пап.

 

Получив от родительницы деньги на мороженое, мальчуган зажимает их в руке и отправляется не в детсад на Ленинском проспекте, а на поиски и покупку папы. Не спеша он идёт по Ленинскому проспекту. Всё вызывает интерес у героя: машины, мчащиеся бесконечными потоками, съёмки военного фильма, люди. Но особенно тщательно он вглядывается в лица прохожих мужчин. Ведь ему надо привести домой самого лучшего на свете папу. 

«Ленинский проспект неслучайно выбран кинематографистами, – рассказывает корреспонденту «Моего района» москвовед Татьяна Воронцова. – Трасса так и строилась – как показательная улица, витрина города. Прекрасная архитектура, много зелени, хорошие дома, на первых этажах которых большие торговые площади. На Ленинском были всем известные ­«Дом обуви» (1), «Дом ткани» (2), универмаг «Москва» (3), «Радиотовары» (4). Видим масштабы показательной магистрали, когда мальчуган хочет перейти широченный Ленинский проспект. Мчится множество машин. Светофор с надписями «Идите», «Стойте», забавная разметка ромбиками. Любопытно, что и светофор, и наземный пешеходный переход остались на том же самом месте и сегодня. Правда, машины нынче по Ленинскому летят другие, светофор ультрасовременный, да и дорожная разметка иная. Автомобили в фильме – что не кадр, то легенда отечественного автопрома».

На роль папы Димка примеряет разных мужчин, даже манекен в «Доме обуви» (Ленинский просп., д. 34). В этом магазине – узнаваемые витрины «ёлочкой». Внутри – забавные для нас, сегодняшних, кассовые аппараты с огромными клавишами и ручкой сбоку, как у мясорубки. Продавец сидит за стеклом с надписью «Касса», а покупатели засовывают голову в окошко. В «Доме обуви» Димка и находит своего «папу», причём очень приличного! (Владимир Трещалов, к/ф «Неуловимые мстители», «Штрафной удар», «Добровольцы»). Они отлично общаются, играют. Но у «папы» назначено свидание, туда они едут на автобусе.

Блогер Виктор Сандул про съёмки на Ленинском написал отзыв: «Всё очень знакомо. Я тогда был чуть старше героя фильма. Смотришь – и всё восхищает. 20 копеек – мороженое «Пломбир», водичка газированная за 3 копейки с сиропом. Двухэтажные автобусы! Рубль в ладошке Димки – целое состояние тогда!»

Манекен «Дома обуви» мальчик рассматривал себе в папы.
Манекен «Дома обуви» мальчик рассматривал себе в папы. Кадр из фильма

Транспорт мечты

«Киношники всегда стараются в своих фильмах снять что-то знаковое, – говорит Татьяна Воронцова. – В картине «Я купил папу» это им удалось на сто процентов. В кадре двухэтажный автобус на Ленинском. Сначала Димка смотрит на него из-за забора детского сада. Можно представить, как детворе хотелось прокатиться на втором этаже! Потом его мечта сбывается. Хорошо показаны и салон, и первый, и второй этаж. Кадры это уникальные, всё-таки двухэтажные автобусы – совсем короткий период в истории городского транспорта. В фильме запечатлён Büssing D2U, но не совсем обычной модификации. У него три двери. Через переднюю можно попасть только наверх – по ней Димка и поднимается. Через среднюю дверь входили в салон первого этажа. Задние двери – огромной ширины. Через них можно было попасть и на первый, и на второй этаж». 

Версий появления этих автобусов в столице несколько. Одна из них такая: в 1958 году во время визита в ГДР Никита Хрущёв подарил тогдашнему председателю Совета министров ГДР Отто Гротеволю лимузин ЗИЛ. А тот в ответ презентовал двухэтажные автобусы». 

«Причина более прозаическая, – считает москвовед Татьяна Воронцова. – В конце 1950-х – начале 1960-х проводилась оптимизация движения транспорта в Москве. Шли эксперименты по увеличению вместимости городского пассажирского транспорта. Под эту программу в Москве и появились три необычных немецких автобуса: Büssing D2U, Do 56 и Do S6. К сожалению, очень быстро эксплуатация показала их недостатки:  тихоходность, недостаточную маневренность. При повороте на скользкой дороге их кренило набок. Пассажиры не любили подниматься на второй этаж. Только дети с удовольствием ездили на «верхотуре». Плюс любая поломка немецких машин превращалась в катастрофу – не было нужных запчастей. Всё это привело к тому, что двухэтажные автобусы всё реже выходили на линию. В 1964 году все они были списаны и порезаны на металлолом». 

Медведь раньше был символом мощного грузовика, выпускавшегося в Ярославле.
Медведь раньше был символом мощного грузовика, выпускавшегося в Ярославле.  Кадр из фильма

В итоге Димка приводит «папу» домой и знакомит с мамой. Конец у фильма открытый. Придёт ли герой Трещалова снова? Ясно одно – мальчишка будет его ждать.

Фильм «Я купил папу» был продан в прокат во многие страны. В США он шёл под названием Dimka и имел большой успех. Ленту Ich kaufe einen Papa особенно любили в Германии. А вот у нас её поначалу раскритиковали за излишнюю сентиментальность. И только спустя время благодаря любви зрителей лирическую комедию критики реабилитировали. Ведь идея значительно шире фактической темы, как это задумано у Фрэза. На самом деле в поисках папы мальчик открывает для себя большой мир и по пути ему встречаются добрые и отзывчивые люди.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах