Нашим соседом является известный художник, мастер коллажа Олег Грачёв. О создании коллажей, которые долгое время считались в творчестве лёгким жанром, о литературе и жизни в родном районе с художником поговорил корреспондент газеты «Мой район».
С чего всё начиналось: магия «Мастера и Маргариты»
Егор Котов, «Мой район»: — Когда и почему решили заняться творчеством?
Олег Грачёв: — Когда служил в армии, начал с приятелем оформлять конверты для писем вырезками из журналов. Вот с этого и пошло. На гражданке, прочитав роман Булгакова «Мастер и Маргарита» в 1971 году, захотел его проиллюстрировать. То, что получалось, походило на картины. Шесть иллюстраций были выполнены в течение нескольких лет.
— Где вы учились? Чем вдохновляетесь?
— У меня нет художественного образования. К творчеству я потянулся сам и являюсь самоучкой. Вдохновляюсь книгами авторов, располагающих к коллажным иллюстрациям, случайными впечатлениями, строчками из песен, выставками художников.
— Какие темы вам ближе, какие сюжеты и образы чаще всего присутствуют в вашем творчестве?
— Я люблю всё пробовать: дом-высотка из радиодеталей, портрет условного человека из печатных букв, бессюжетные картины из клочков бумаги...
— Расскажите о процессе создания коллажа.
— Вот, например, моя работа «Ретроптица» начала выстраиваться из патефонного адаптера, который я использовал в качестве её головы. Дальше подыскивал всё в том же духе: крыло — рука старинной барышни, для одной из лап древней птицы подошла подставка от старого глобуса. Плюс бумажный фон — и готово.
— Чем для вас коллаж интереснее живописи и компьютерных техник?
— В компьютерных техниках я не силён. Фотошопом почти не владею. Только лишь режу ножницами и клею. В коллаже легче передать абсурд, иронию, парадоксальность, юмор. Живопись как-то обошла меня стороной, я ею только любуюсь.
— Какие свои работы считаете лучшими, какие вам дороже всего и почему?
— Как и у всякого художника, у меня есть вещи удачные и не очень. Например, мне дорога работа 1985 года: иллюстрация к повести Андрея Вознесенского «О». Она сделана не из одной сотни деталей. Соблюдена игра автора повести: каждый абзац начинается с буквы «о». Этих букв полно в коллаже. Сама эта повесть коллажна по структуре. В ней столько лирических отступлений, имён, встреч. Название коллажа: «О чёрных и белых дырах, об оставленной архитектуре». Ещё мне дороги работы последних трёх лет — портреты любимых авторов. Последние из этой серии — портреты Татьяны Толстой и Франца Кафки.
Художественное краеведение
— Давно живёте в Дорогомилове? Есть ли у вас работы, посвящённые району или Москве?
— Я коренной москвич, в Дорогомилове живу с 1987 года. У меня есть работы, посвящённые Москве. Я их делал самостоятельно или по заданию редакций журналов, с которыми сотрудничал. Например, моя работа «Что происходит с культурой» была на обложке «Огонька» в 1991 году.
— В Дорогомилове по программе «Мой район» регулярно проводятся разные мероприятия для жителей и с их участием. А вы в них как-то задействованы?
— Только что закрылась выставка коллажа в «Галерее на Песчаной», в которой я участвовал. Сотрудничаю с Библиотекой имени А. Толстого. Пока не постоянно, но, надеюсь, общение станет чаще.