Примерное время чтения: 5 минут
368

Мастер ножниц и бумаги. Разговор с художником-коллажистом Олегом Грачёвым

Сюжет Газета «Мой район»: Дорогомилово. Выпуск №5
Мастер  за работой.
Мастер за работой. / О. Грачёв / Из личного архива

Нашим соседом является известный художник, мастер коллажа Олег Грачёв. О создании коллажей, которые долгое время считались в творчестве лёгким жанром, о литературе и жизни в родном районе с художником поговорил корреспондент газеты «Мой район».

С чего всё начиналось: магия «Мастера и Маргариты»

Егор Котов, «Мой район»: — Когда и почему решили заняться творчеством?

Олег Грачёв: — Когда служил в армии, начал с приятелем оформлять конверты для писем вырезками из журналов. Вот с этого и пошло. На гражданке, прочитав роман Булгакова «Мастер и Маргарита» в 1971 году, захотел его проиллюстрировать. То, что получалось, походило на картины. Шесть иллюстраций были выполнены в течение нескольких лет.

— Где вы учились? Чем вдохновляетесь?

— У меня нет художественного образования. К творчеству я потянулся сам и являюсь самоучкой. Вдохновляюсь книгами авторов, располагающих к коллажным иллюстрациям, случайными впечатлениями, строчками из песен, выставками художников.

Вот такая «Ретроптица» родилась  из патефонного адаптера.
Вот такая «Ретроптица» родилась из патефонного адаптера. Фото: Из личного архива/ О. Грачёв

— Какие темы вам ближе, какие сюжеты и образы чаще всего присутствуют в вашем творчестве?

— Я люблю всё пробовать: дом-высотка из радиодеталей, портрет условного человека из печатных букв, бессюжетные картины из клочков бумаги...

— Расскажите о процессе создания коллажа.

— Вот, например, моя работа «Ретроптица» начала выстраиваться из патефонного адаптера, который я использовал в качестве её головы. Дальше подыскивал всё в том же духе: крыло — рука старинной барышни, для одной из лап древней птицы подошла подставка от старого глобуса. Плюс бумажный фон — и готово.

— Чем для вас коллаж интереснее живописи и компьютерных техник?

— В компьютерных техниках я не силён. Фотошопом почти не владею. Только лишь режу ножницами и клею. В коллаже легче передать абсурд, иронию, парадоксальность, юмор. Живопись как-то обошла меня стороной, я ею только любуюсь.

— Какие свои работы считаете лучшими, какие вам дороже всего и почему?

— Как и у всякого художника, у меня есть вещи удачные и не очень. Например, мне дорога работа 1985 года: иллюстрация к повести Андрея Вознесенского «О». Она сделана не из одной сотни деталей. Соблюдена игра автора повести: каждый абзац начинается с буквы «о». Этих букв полно в коллаже. Сама эта повесть коллажна по структуре. В ней столько лирических отступлений, имён, встреч. Название коллажа: «О чёрных и белых дырах, об оставленной архитектуре». Ещё мне дороги работы последних трёх лет — портреты любимых авторов. Последние из этой серии — портреты Татьяны Толстой и Франца Кафки.

Художественное краеведение

— Давно живёте в Дорогомилове? Есть ли у вас работы, посвящённые району или Москве?

— Я коренной москвич, в Дорогомилове живу с 1987 года. У меня есть работы, посвящённые Москве. Я их делал самостоятельно или по заданию редакций журналов, с которыми сотрудничал. Например, моя работа «Что происходит с культурой» была на обложке «Огонька» в 1991 году.

— В Дорогомилове по программе «Мой район» регулярно проводятся разные мероприятия для жителей и с их участием. А вы в них как-то задействованы?

— Только что закрылась выставка коллажа в «Галерее на Песчаной», в которой я участвовал. Сотрудничаю с Библиотекой имени А. Толстого. Пока не постоянно, но, надеюсь, общение станет чаще.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах