Не проще ли восстановить госмонополию на водку и бензин, как было в советское время? Станут ли тогда эти товары дешевле и качественнее?
Олег Филиппов, доцент Института отраслевого менеджмента РАНХиГС:
— Кто сказал, что государство снабжает граждан лучшими товарами? В СССР водка высшего качества поступила на прилавки только на рубеже 1970-х годов. Именно тогда появилась знаменитая «Русская» из спирта «Люкс». Но ещё при Хрущёве 40-градусная для народа производилась из более дешёвого спирта 1-го сорта. А стоил напиток намного дороже, если сравнивать с зарплатой тогда и сегодня. Советский бюджет на 5% состоял из «пьяных доходов», и в снижении цен государство было не заинтересовано.
Что получится, если государство снова возьмёт в руки алкогольное дело? Исчезнет конкуренция, сократится выбор, вырастут цены. Придётся монополизировать не только производство, но и торговлю, создав специальные магазины и запретив продажу во всех остальных. Появятся очереди. А дешёвая отрава всё равно будет производиться и продаваться, но только нелегально, как во времена горбачёвского «сухого закона». Поэтому государство, получающее от продажи алкоголя налогов на 20 млрд долл. в год, абсолютно не заинтересовано в таком развитии событий. Ему намного удобнее контролировать водочные заводы, владея их акциями, а левый товар эффективнее вытеснять, вводя обязательную маркировку бутылок электронными кодами, которые трудно подделать.
С бензином похожая история. Около 65% его стоимости в России составляют налоги. Согласится ли государство их снизить, если вся система производства и продаж топлива будет национализирована? Конечно же нет! Даже в Саудовской Аравии, где государственный бензин долго был дешевле частного российского, в конце концов урезали госдотации на его производство и увеличили цены.
Качество и стоимость товаров зависят не от формы собственности, а от эффективности бизнеса и покупательной способности людей, приходящих в магазин. Так что государство пусть лучше позаботится о повышении их доходов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции