aif.ru counter
11070

Отпустить тормоза. 5 экономических «привычек», мешающих России развиваться

Чтобы возобновить экономический рост, надо увеличить финансирование этого роста. Сделать это мешают догмы, утвердившиеся со времён притока «дармовой» нефтяной валюты в страну.

Абел Аганбегян.
Абел Аганбегян. © / Из личного архива

Академик РАН, заведующий кафедрой РАНХиГС Абел Аганбегян:

1. Сокращать дефицит бюджета

Дефицит в размере 3% ВВП в 2016 г. — это 2,6 трлн руб., а в 2020 г. — 3 трлн руб. Это безопасный рубеж дефицита, который признан в Евросоюзе и поддерживается большинством других стран. Сокращая его, мы добровольно отказываемся от триллионов рублей, которые нужны для финансирования экономического роста. Этот безопасный уровень дефицита пытаются снизить за счёт использования средств Резервного фонда — вместо того чтобы перевести эти средства через ЦБ, ВЭБ, госбанки в инвестиционные кредиты для финансирования экономики.

2. Не использовать резервы

Огромные международные золотовалютные резервы нужно направить на финансирование экономического роста. Этих резервов у России — 400 млрд долл. Они превосходят такие же резервы США, Великобритании, Германии и всех других развитых стран (кроме Японии). Из них для гарантии финансовой безопасности государства достаточно оставить 250-300 млрд долл. А 100-150 млрд можно было бы использовать для дополнительного финансирования экономики на окупаемой возмездной основе. Такая прибавка в 2010-2016 гг. составила бы 30-50% годовых инвестиций и увеличила бы наши темпы роста за эти годы с 9% ВВП до 20-25%. Вместе с деньгами, полученными от сохранения дефицита бюджета, это предотвратило бы остановку экономического роста (стагнацию) и его падение (рецессию) в 2013-2017 гг.

3. Не брать кредиты

Экономика России могла бы расти по 4% в год, если бы государство ежегодно стало занимать по 20-30 млрд долл. на внешнем рынке. Это увеличило бы инвестиции в основной и человеческий капитал на 4-7% в год. А рост в 4% — это дополнительно по 3,5 трлн руб. в год, которые могли бы заметно поднять благосостояние семей, снизившееся в годы рецессии на 10-15%.

Внешние долги российского государства минимальны — 3% ВВП. А с внутренними долгами — 15%. Для сравнения: госдолг у западноевропейских стран — 90%, в США — 110%, в Китае и Японии (вместе с внутренним долгом) — 200%. До введения санкций со стороны США и ЕС в 2014 г. внешнеэкономический долг РФ, включая корпоративные долги, превышал 730 млрд долл., что доходило до 50% ВВП, и государство, возможно, «боялось» занимать. Предполагалось, вероятно, что придётся помогать крупным корпорациям выплачивать их долги, превышающие весь госдолг. Но ограничения в доступе на мировой финансовый рынок привели к тому, что нам пришлось возвращать эти долги без перекредитовки и продления. Долг сократился до 530 млрд долл., и это сняло значительные риски и с государства.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

4. Давать деньги безвозмездно

Неразумно предоставлять министерствам и регионам средства напрямую, без участия банков, безвозмездно, не требуя окупаемости, с крупными авансовыми платежами. Последствия выявляет Счётная палата: средства используются нецелевым образом (их накопилось 3 трлн руб.), часть финансируемых проектов не вводится, растёт коррупция.

Расходы федерального бюджета в размере 2 трлн руб. можно было бы перевести в банковское кредитование. Это предотвратило бы сокращение расходов бюджета (с 16,4 трлн руб. в 2016 г. до 15,5 трлн руб., намеченных на 2017 г. и далее), которое тянет экономику вниз.

По всем проектам, приносящим доход (по национальной экономике, жилищно-коммунальному хозяйству, отдельным социально-культурным мероприятиям), безвозвратное финансирование нужно заменить инвестиционными кредитами. Их с низкой процентной ставкой (от 3 до 5%) могут выдавать прежде всего госбанки. Сроки кредитования — от 5 лет на быстроокупаемые проекты, до 25 лет на сложные инфраструктурные проекты, например на автотрассы или скоростные железные дороги. Дотация ставок, естественно, оплачивается бюджетом, на что уйдёт 150-200 млрд руб. А средств высвободится в 10‑15 раз больше.

5. Не брать с богатых больше налогов

Результаты этой негласной, но фактически осуществляемой догмы — чрезмерная разница в доходах и потреблении богатых и бедных в России. Среднедушевой доход 10% богатых в 2016 г. составил 93 тыс. руб. в месяц, а 20% богатых — 72 тыс. руб. в месяц. Это превышает такой доход у бедных соответственно в 15,7 раза (6 тыс. руб.) и 8,9 раза (8 тыс. руб.). Из 125 стран в рейтинге ООН по этому социальному неравенству Россия занимает 78-е место. Вопиющий разрыв в доходах — причина огромного количества бедных (их 22 млн), чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Можно было бы ввести ступенчатый прогрессивный налог до 25-30% при сверхвысоких доходах, налог на дорогую недвижимость — до 1% её цены, акцизы на товары и услуги для богатых, недоступные среднему классу, и др.

* * *

Подобные догмы не отягощают экономику других развитых и развивающихся стран. В перспективе они всё больше будут препятствовать социально-экономическому развитию России. Пора и нам от них избавиться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Дуб
    |
    08:43
    28.07.2017
    6
    +
    -
    Советы экономиста - это подпорки для перекосившийся хижины, дабы не рухнула! Ясно же всем, что если дом довели до такого состояния, то, значит, и цели такие ставились...Тут Совет один: пора, "галеру" гребущую не туда, менять!
  2. Elfktyysq
    |
    06:17
    28.07.2017
    4
    +
    -
    Иисус Христос: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». ============================================================================ Академик прав. Однако он так и будет оставаться правым, а Россия, как шла по какому-то экономическому коллапсу, так и идет, не желая «менять пять Аганбегяновских экономических привычек». Те, кто не согласен со мной, тогда объясните мне, почему российская валюта хранится в экономике США, а не в своем национальном производстве? Америке доверяем, себе – нет. С этого и надо начинать. Да, России надо отказаться от названных вредных привычек, но как это сделать, не меняя свой стиль жизни? Полагаю, это сделать невозможно. Иначе давно бы сделали. Надо что-то кардинально поменять в экономике. А вот что поменять должна ответить НАУКА. Однако она молчит или «подпевает» власти, оправдывая взятый экономический курс этой властью, даже если этот путь ведет в погибель. Это было при царской, советской, то же самое мы наблюдаем и при сегодняшней власти, зачастую, воровской…
Комментарии (15)
  1. Elfktyysq
    |
    06:17
    28.07.2017
    4
    +
    -
    Иисус Христос: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». ============================================================================ Академик прав. Однако он так и будет оставаться правым, а Россия, как шла по какому-то экономическому коллапсу, так и идет, не желая «менять пять Аганбегяновских экономических привычек». Те, кто не согласен со мной, тогда объясните мне, почему российская валюта хранится в экономике США, а не в своем национальном производстве? Америке доверяем, себе – нет. С этого и надо начинать. Да, России надо отказаться от названных вредных привычек, но как это сделать, не меняя свой стиль жизни? Полагаю, это сделать невозможно. Иначе давно бы сделали. Надо что-то кардинально поменять в экономике. А вот что поменять должна ответить НАУКА. Однако она молчит или «подпевает» власти, оправдывая взятый экономический курс этой властью, даже если этот путь ведет в погибель. Это было при царской, советской, то же самое мы наблюдаем и при сегодняшней власти, зачастую, воровской…
  2. Григорий Кудинов
    |
    10:49
    28.07.2017
    0
    +
    -
    aleks.vasilich-r: Это было при царской, советской, то же самое мы наблюдаем и при сегодняшней власти, зачастую, воровской… === На вас непохоже, приравняли социализм к царизму и капитализму
    • Elfktyysq
      |
      18:58
      29.07.2017
      1
      +
      -
      Адвокат! Была бы моя воля я исключил бы эти слова навсегда из русского языка. Они скомпрометировали себя. Людям до того запудрили мозги этими словами, что народ уже не знает, что такое хорошо, и что такое плохо в человеческих взаимоотношениях. А судить о процессах происходящих в обществе с позиции: "есть порядок или нет порядка". Возьмем дорожное движение. В 2016 году на российских дорогах в авариях погибли 20 308 человек. Неважно какое общество на улице строят политики, это будет всегда означать, что нет порядка, это плохо. Есть порядок в производстве материальных благ? Нет порядка. Какой же это порядок, если такая большая разница в оплате труда. Одни получают минималку, другие.... Итак, во всех сферах человеческой деятельности. Когда будет наведен порядок везде и всюду, какое общество получится? Не знаю, но думаю нормальное...
      • Григорий Кудинов
        |
        06:58
        30.07.2017
        0
        +
        -
        aleks.vasilich-r, страшно, если врежется раздолбай в машину даже тогда, когда мы будем жить при коммунизме. Но, до него дожить надо. К вам вопрос, какой закон об ужесточении ответственности водителей нужно подписать сейчас ВВП, чтобы снизить аварийность на дорогах? Или Уголовный кодекс оставить без изменений, а придумать такое, чтобы водители осознали, что жизнь может быть даже очень коротка и упрямо соблюдали ПДД. Ок!
        • Elfktyysq
          |
          08:57
          30.07.2017
          0
          +
          -
          Адвокат! Нужно исполнять Законы РФ, действующие, ничего усложнять не надо. И начинать власти надо с себя, как говорится, народ воспитывать не надо, властвующим гражданам надо воспитывать себя поведению на дорогах, а народ скопирует их поведение. Но этого, к сожалению, нет. А что есть? Каждодневно в среднем на российских дорогах погибает 55 человек. Жуткая картина. Казалось, законодательная система предусматривает материальную заинтересованность водителя в безаварийной езде. Например, если водитель безаварийно проездил 10 лет, при расчете страховых платежей у него должна быть скидка 50%. Соблюдается это требование Закона. Нет. Я не знаю ни одного человека, который проездил бы без аварий не только 10 лет, а гораздо больше, но чтобы у него был этот коэффициент 0.5. Страховщики игнорируют это требование Закона. Что принимает государство? Ничего. Невозможно даже судиться по этому вопросу. Все запутало само государство…
          • Григорий Кудинов
            |
            18:42
            30.07.2017
            0
            +
            -
            aleks.vasilich-r, судиться можно всегда, если у вас хороший адвокат. Я верно вас понял, что в целом законодательная система в области дорожного движения вас устраивает? Ок!
            • Elfktyysq
              |
              04:49
              31.07.2017
              0
              +
              -
              Адвокат! Причем здесь мои личные интересы. Должно быть так, чтобы за езду по дорогам платили те, кто по ним ездит, то есть дорожный налог должен быть в бензине. А при страховании гражданской ответственности люди должны быть поставлены в такие условия, чтобы не нарушать ПДД, чтобы он понимал, что это единственный путь снижения платежей при расчете ОСАГО. В самих законодательных актах вроде бы более-менее нормально, так не соблюдается. Страховщикам до лампочки, что ты аккуратный водитель, неаккуратный - плати. Жизнь страхуй.
              • Григорий Кудинов
                |
                16:10
                31.07.2017
                0
                +
                -
                aleks.vasilich-r, как понимать "вроде бы более-менее нормально"? И насколько ГИБДД надо снизить смертность на дорогах, чтобы вам считать, на дорогах наведен порядок. Ок!
                • Elfktyysq
                  |
                  13:38
                  02.08.2017
                  0
                  +
                  -
                  Адвокат! Я буду считать, что у нас на дорогах порядок, если там будет поставлен экономико-юридический заслон таким водителям, как Мара Багдасарян и не только. Помните дорожно-транспортное происшествие, где погиб губернатор Михаил Евдокимов? Таких водителей тоже не должно быть на дорогах, а возможно и губернаторов. Сколько в стране останется смертельных аварий, при условии неукоснительного соблюдения ПДД, я не знаю...
  3. Валерий Широков
    |
    07:14
    28.07.2017
    0
    +
    -
    Не брать с богатых больше налога-вот и вся суть статьи!
  4. Валерий Волков[mailru]
    |
    08:03
    28.07.2017
    2
    +
    -
    В мировой истории нет ни одного случая успешной реставрации предыдущего строя.Но перед невежеством аргументов нет.Поэтому и советы академика работать не будут. Аминь.
  5. Дуб
    |
    08:43
    28.07.2017
    6
    +
    -
    Советы экономиста - это подпорки для перекосившийся хижины, дабы не рухнула! Ясно же всем, что если дом довели до такого состояния, то, значит, и цели такие ставились...Тут Совет один: пора, "галеру" гребущую не туда, менять!
  6. Григорий Кудинов
    |
    10:46
    28.07.2017
    2
    +
    -
    Дуб: Советы экономиста - это подпорки для перекосившийся хижины, дабы не рухнула! === Не прав. Подпорок нет. Советы будут подпорками, если они реализуются.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как выбрать натуральный майонез?
  2. Что говорится в отчете США об аварии на Чернобыльской АЭС?
  3. Как хотят выявлять алкозависимых сотрудников?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ