По инициативе Генпрокуратуры уже два бывших главы подмосковных районов прощаются с имуществом, цена которого исчисляется миллиардами. Под следствием несколько экс-губернаторов. Недавно арестовали бывшего главу Ивановской области по подозрению в хищении 700 бюджетных миллионов. Почему жуликов ловят не в начале их криминального пути, а когда уже их закрома лопаются от богатства?
Дмитрий Журавлёв, гендиректор Института региональных проблем:
— Тут есть два момента. Во-первых, ещё при Ельцине система была выстроена так, что коррупция стала формой организации лояльности. Если чиновник берёт, то его проще держать на крючке, поскольку всегда можно посадить.
Во-вторых, у нас существует презумпция невиновности богатых. В декларациях у них всё чисто: записывают дома, участки и счета в офшорах не на себя. И под раздачу попадают, когда уже даже слепой видит, что все эти богатства не могут возникнуть законным путём, когда выясняется, что у главы района или полковника МВД денег больше, чем в бюджетах иных городов.
На Западе, наоборот, действует презумпция виновности чиновников. Во Франции была история с главой МВД: он жил в служебной квартире (положена по закону), а свою личную сдавал. Он не нарушил закон, взяток не брал, но, когда эти подробности всплыли, ушёл в отставку. Там важны репутационные риски. Тут на них обычно плюют. Я недавно был в телеэфире с двумя главами районов — один из Новгородской области, другой из Подмосковья. Ни к одному из них у правоохранителей вопросов нет. Но один приехал на машине за несколько миллионов рублей, а у второго весь бюджет района — столько же миллионов. Они словно на разных языках разговаривают. И, кстати, есть закономерность: многомиллиардное имущество и взятки в сотни миллионов встречаются там, где чиновник имеет доступ к дорогим ресурсам.
Вся эта вакханалия прекратится, если бизнес и власть будут независимы друг от друга. А до тех пор, пока чиновники подмахивают за взятки нужные бумаги (например, на приватизацию), а коммерсанты стараются в тёплые кресла посадить дружественных чиновников, ничего не изменится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции