«Здравствуйте! В вашем районе открывается новый медицинский центр, и вы приглашены на бесплатную процедуру массажа. Ведущие специалисты расскажут о современном медицинском оборудовании, его можно бесплатно протестировать. За отзыв дарим регистратор для автомобиля. А семьи получают более ценные подарки», — боты со звонками примерно такого содержания буквально одолели россиян.
Вместо массажа может фигурировать КТ или МРТ, а вместо подарочного видеорегистратора — какая-нибудь кухонная утварь. Очень заманчиво: бесплатные дорогостоящие обследования и процедуры, которых в обычной поликлинике можно добиваться месяцами, да еще и подарки. О том, что стоит за аттракционом столь неслыханной щедрости, граждане обычно не задумываются. А зря.
Охотники за пенсионерами
На бесплатные обследования или процедуры приглашают в двух случаях. Первый — за них уже кто-то заплатил, например государство, говорит владелец рекламного агентства Александр Кабеев. Такие программы действительно существуют (например, программа по предупреждению онкологических заболеваний). Собственно, под них и пытаются «косить» конторы, которые к государственным программам никакого отношения не имеют. Это как раз второй случай, когда предлагают бесплатные медицинские услуги: граждан приглашают для получения информации об их здоровье, финансовом положении, а потом начинают манипулировать, подталкивать к покупке лекарств, процедур и прочего.
«Так моя мама купила дорогостоящий курс вибромассажа. Ее попросту обманули, переведя вектор внимания на неважные детали и дав подписать какие-то бумаги. Ей 78 лет», — рассказывает Кабеев.
Да, рассчитаны эти схемы с бесплатными обследованиями в первую очередь на пожилых людей: у них, как правило, имеются проблемы со здоровьем, они более доверчивы, а еще у них есть деньги. По словам магистра психологии, медицинского психолога Андрея Смирнова, обрабатывают «пациентов» психологически подкованные операторы кол-центра, которые расписывают преимущества обращения в эту клинику и неоднократно повторяют, что за услуги платить не надо. «Но если немного подумать логически, то как может быть, чтобы фирма работала бесплатно, себе в ущерб? Значит, фирма рассчитывает на получение дохода с какой-то другой связанной услуги. И методы предоставления платной услуги зачастую мошеннические и на грани криминала», — предупреждает Смирнов.
Эксперт по маркетингу Рада Горшкова так описывает эту схему: есть медицинская компания, которая покупает телефонную базу. База может быть сегментирована по параметрам, например, содержать только телефоны пенсионеров Москвы, или же быть общей. Затем компания берет на аутсорсинг региональный кол-центр или заказывают у маркетингового агентства услугу по настройке прозвонов этой базы при помощи голосовых ботов. «На звонке приглашают на бесплатную процедуру и записывают на нее в ближайшее время, при этом обязательно вам напомнят о ней еще 2-3 звонками. Далее посетитель приходит на процедуру, при этом его просят обязательно принести паспорт, который просят оставить на ресепшене для заполнения его „карточки“. Само обследование проводит чаще всего сотрудник даже без медицинского образования, но с прекрасным бэкграундом продажника и тонким знанием психологии», — рассказывает Горшкова.
А далее начинается самое интересное: от относительно безобидных до подпадающих под действие Уголовного кодекса последствий.
Опасные заболевания, кредиты, платные услуги
Если это настоящее медицинское учреждение, в нем во время обследования у пациента могут найти опасное заболевание, лечить которое нужно немедленно и, разумеется, исключительно у них. Если гражданин пугается, паникует и соглашается на лечение, бесплатное обследование для клиники окупается с лихвой.
«На посетителя оказывается давление в виде „срочности“, звучат выражения типа „счет идет на часы“, а также требования внести предоплату за лечение или операцию прямо сейчас. „Второе мнение“ другого врача или клиники вам настоятельно не советуют слушать, говоря, что только у них стоит „самый современный прибор МРТ“, который показал ваше „заболевание“», — говорит Горшкова.
«За бесплатным обследованием может последовать сразу несколько платных. Клиент ничего не успеет сообразить, потому что не разбирается в проблеме, и на выходе неожиданно получит счет за услуги на круглую сумму. Поэтому будьте бдительны, задавайте как можно больше вопросов и обсуждайте каждое предложение», — подсказывает врач-кардиолог, кандидат медицинских наук Анна Кореневич.
Это только кажется, что чем больше навороченных обследований, тем лучше. Это не так. «Обследования должны быть строго по делу, и назначать их должен только врач. Но и здесь не все так просто. Зарплата и статус врача частной клиники очень сильно зависит от количества обследований, анализов и капельниц, которые он вам назначит», — добавляет эксперт.
Бывает и такое, что бесплатные услуги на деле оказываются платными. Это происходит, например, в момент подписания договора. «Там легко могут подсунуть акт на дополнительную платную консультацию одного или нескольких специалистов, дополнительный анализ, услугу. И стоимость их, мягко говоря, не будет рыночной. В итоге цена „платно-бесплатного“ визита будет равноценна стоимости такого же набора платных услуг в обычном порядке», — делится адвокат Ростовской областной коллегии адвокатов Андрей Руденко.
Он вспоминает историю с «бесплатными» салонами красоты, куда женщин по той же схеме приглашали на пустяковые процедуры типа окрашивания бровей или диагностики кожи, а в итоге они выходили из салонов с пакетами дорогостоящей косметики (которую вернуть обратно нельзя), спутанным сознанием, да еще и с кредитом. Позже оказалось, что посетительниц салонов угощали чаем с подмешанными опиатами и барбитуратами.
«Самое отвратительное, что потом отказаться от якобы уже фактически оказанных диагностических услуг или проданного медицинского товара невозможно. Это подтвердит и Роспотребнадзор, и любое общество по защите прав потребителей. Единственный относительно счастливый выход возможен, если на таких предпринимателей заведут уголовное дело по факту мошенничества. Тогда обман доказывает следствие», — говорит Руденко.