Но на этот раз пугаться надо не нам с вами, а владельцам банков. Потому что теперь они будут вынуждены возвращать любые суммы по первому требованию пострадавших.
Именно так комментируют изменения в законодательстве некоторые знатоки финансового рынка. Но так ли это на самом деле? Об этом мы спросили у Тимура Аитова, вице-президента Национального платежного совета.
- Разговоры экспертов идут, и касаются они вступления в силу отдельных положений Федерального закона «О национальной платежной системе», в соответствии с которыми банковский клиент вправе отказаться от транзакции, о проведении которой которой он не знал. Если раньше при несанкционированном списании средств со счета клиента ему приходилось доказывать, что он лишился средств в результате действий злоумышленников (а с юристами и специалистами по безопасности банков спорить не так просто), то теперь будет достаточно заявить в банк-эмитент о воровстве денег со счета и банк будет обязан вернуть утраченную сумму и только потом искать виновного. Это конкретный пример, когда законодатель четко встал на защиту потребителя финансовых услуг.
В банковском сообществе тем не менее звучат опасения, что появятся новые мошенники, которые будут злоупотреблять этим правом, «скачивать» деньги, а потом утверждать, что, дескать, я не я и корова не моя и т.д. Все так, и, видимо, такие злоумышленники появятся. Однако расслабляться мошенникам не стоит. Если будет доказано, что клиент обманывал банк, то мнимому пострадавшему будет грозить уголовная ответственность. Честных же клиентов банков - подавляющее большинство, и новая норма как раз рассчитана именно на них – повысится лояльность клиентов, они будут охотнее и чаще открывать банковские счета.
Еще один важный момент, на который хочу обратить внимание. Многие знают, что пластиковые карты делятся на «полосатые» (с магнитной полосой) и чиповые (с электронной микросхемой - чипом). Согласно правилам МПС, при оплате товаров и услуг с помощью чиповой карты клиент обязан вводить пин-код, находясь в точке продажи. Что важно? Злоумышленникам до сих пор ни разу не удалось подделать карту с чипом, и неправомерные списания происходят преимущественно с «полосатых» карт. С чипом клиент надежно защищен, и если же деньги с чипованной карты списали без введения кода, то ответственность за «фрод» (противоправные транзакции) будет лежать на том банке, который обслуживает торговую точку (а это так называемый банк-эквайр), и деньги вам вернут обязательно. Старайтесь поэтому всегда пользоваться чиповыми картами.
Конечно, возникает вопрос: почему регулятор банковского рынка (Банк России) инициирует и активно поддерживает меры, направленные на защиту клиентов? Причина в том, что сегодня активно идет процесс приведения в соответствие с международными правилами норм нашего законодательства, а «презумпция невиновности» банковского клиента действует во многих европейских странах, США. Кроме этого, положения нового закона повышают лояльность населения к самим банкам, к банковским инструментам платежей. Это особенно актуально в свете намеченного курса на стимулирование безналичных форм оплаты.
В заключение хочу сообщить читателям АИФ, что Национальный платежный совет выступил с инициативой: небольшие суммы транзакций до 3 тыс. рублей возвращать клиентам незамедлительно, в отношении более крупных сумм допустимо расследование, на которое банку отводится от 15 до 30 суток. Уверен, что всем честным гражданам с Нового года жить станет лучше.