Негосударственный пенсионный фонд (НПФ), обслуживающий, в основном, металлургические компании, подал в суд на одну из крупнейших российских УК. Как утверждают представители НПФ, управляющие потеряли более 150 млн рублей из пенсионных накоплений их клиентов; УК, в свою очередь, кивают на кризис и утверждают, что возмещать убытки они никому не должны.
Подобный иск — далеко не первый за последние два года; во время кризиса многие УК действительно понесли большие потери в связи с падением стоимости ценных бумаг. Впрочем, некоторым удалось отыграть этот ущерб или просто договориться с частными клиентами; а вот другим повезло меньше — их лишили лицензии по искам НПФ, как, например, одну из старейших управляющих компаний в России «Пиоглобал Эссет Менеджмент».
Сегодня же речь о банкротстве обвиняемой УК пока не идёт, однако истцы от НПФ настроены решительно. По их данным, компания управляла 2,78 млрд руб. пенсионных средств, но к концу
Кстати, в том же
В этот раз УК опять же не согласна с требованиями истца — мол, «убытки, понесенные НПФ, были вызваны падением стоимости ценных бумаг, находившихся в портфеле фонда, в результате финансового кризиса 2008 года». При этом, как заявил представитель компании, управляющий отнюдь не обязан гарантировать НПФ прибыль от вложения пенсионных средств — и даже не обещает их возврата.
— Подобная ошибочная трактовка законодательства, регулирующего деятельность НПФ, встречается не в первый раз в отношениях между НПФ и управляющими компаниями, однако она не имеет серьезных правовых оснований, — сказал представитель УК в интервью РБК Daily.
Впрочем, не все аналитики разделяют его уверенность в правоте УК. Как пояснил управляющий директор УК «Финам Менеджмент» Сергей Хестанов, «разрешение данного спора будет во многом зависеть от того, как был составлен договор между НПФ и управляющей компанией».
— Насколько мне известно, до экономического кризиса 2008 года большинство УК и НПФ не вносили в договор пункт об обязательном возвращении средств. Однако мировой кризис заставил многие УК и НПФ пересмотреть свои позиции по данному вопросу.
— Согласно закону «Об инвестировании пенсионных накоплений», управление пенсионными накоплениями должно происходить «на принципах сохранности», — продолжает эксперт. — С января 2011 года УК и НПФ начали перезаключать договора с включением пункта об обязательном возврате средств и самостоятельно определять все нюансы, уточняющие условия компенсации убытков. В данной ситуации, я полагаю, что в договоре НПФ и УК не был предусмотрен пункт обязательного возврата убытков.
Впрочем, это не означает, что клиенты злосчастного фонда останутся без пенсий.
— НПФ будет вынужден компенсировать потери граждан, понесенные в 2008 году, из собственных резервных средств, иначе это повлечет за собой нарушение пенсионных прав, — говорит Хестанов. — В благоприятные докризисные годы большинство НПФ удалось скопить на своих резервных фондах приличный объем средств. Так что многие из них с блеском прошли кризисный убыточный год и первые посткризисные годы.
Эксперт также отметил, что будущие пенсионеры, чьи средства так или иначе потеряла УК, самостоятельно не могут и не должны защищать свои права в суде или требовать компенсации.
— Гражданин не имеет права вмешиваться в судебные разбирательства и подавать иск в суд на УК, минуя посредство НПФ. Решением данной проблемы должен заниматься НПФ. В любом случае, из рассматриваемой ситуации стоит сделать вывод, что выбор нужно делать в пользу крупных НПФ, застрахованных от подобного рода рисков.