После этого с резкой критикой ценовой политики нефтяных компаний выступил премьер-министр Владимир Путин, а Федеральная антимонопольная служба предъявила претензии к трём нефтегазовым гигантам — «Роснефти», «Газ-промнефти» и «ЛУКОЙЛу». По словам главы ФАС Игоря Артемьева, упомянутые компании резко повысили оптовые цены, хотя экономических предпосылок для этого не было.
Цены на горючее упали, но вопросы остались. Почему владельцы и топ-менеджеры нефтяных корпораций стали обирать российского потребителя? На этот и другие насущные вопросы читателям «АиФ» ответил президент и совладелец ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов.
Бензин или дефицит?
«АиФ»: — Вопрос о наболевшем, Вагит Юсуфович. Почему в стране, которая производит столько нефти, такой дорогой бензин? Зачем и без того уже богатые нефтяники берут с народа лишнее?
В.А.: — Отвечу вопросом на вопрос. Отчего в Иране бензин в большом дефиците? Эта страна тоже добывает много нефти. Но власть там вынуждена жёстко лимитировать продажу топлива. К его нехватке привела политика сдерживания цен.
Досье | |
---|---|
Вагит Алекперов родился в 1950 г. в пос. Степан Разин (Баку) в семье нефтяника. Предприниматель и управленец. Обладает состоянием $13,9 млрд |
Точно так же было и в СССР. Разве мы не помним, как, выезжая в отпуск на машине, набирали с собой по три-четыре полные канистры, потому что не были уверены, что сможем заправиться в дороге? Хотя страна добывала тогда целых 625 млн тонн нефти в год. Сегодня в России дефицита бензина нет. Разве это плохо?.. Не забывайте, что растут не только цены на топливо, но и себестоимость добычи тонны нефти. Только в производство экологически чистого горючего по стандарту «Евро-5» «ЛУКОЙЛ» вкладывает миллиарды долларов. Судя по продажам, российские автомобилисты уже почувствовали разницу между «старым» бензином и «новым». На автозаправках за рубежом наш «Евро-пятый» дизель тоже, что называется, уходит со свистом. Но главная наша задача — продавать топливо в России по ценам ниже мировых. В Москве или Рязани наш бензин стоит вдвое дешевле, чем, к примеру, в Прибалтике и Восточной Европе, на 40% ниже, чем на Украине.
«АиФ»: — В феврале нефтяные компании снизили цены только после «царского окрика» — вмешательства Путина. Почему не до? Зачем намеренно задирать тарифы, дожидаясь, когда власть возьмёт в руки кнут?
В.А.: — Речь шла прежде всего о зимнем дизельном топливе и авиакеросине. Объёмы их потребления резко выросли. Ажиотажный спрос взвинтил цены. Нефтяные компании оказались к этому не готовы. Такое случается почти каждый год, но подобного накала страстей ещё не было. Одна из причин — ранние холода нынешней зимой. Зимнее дизельное топливо рассчитано на температуру до −30 −35 градусов, летнее — до −10 −13˚. Когда грянули морозы, на зимнее горючее перешли и Министерство обороны, и ОАО «РЖД». А это ещё почти миллион тонн спроса. Не помогло даже сокращение экспорта нефтепродуктов в
Бурить или не бурить?
«АиФ»: — Нужно ли России вообще продавать нефть и газ за рубеж? Может, действительно, пора наконец соскочить с сырьевой иглы и сосредоточиться на чём-то более высокотехнологичном?
В.А.: — Я тоже считаю, что мы должны экспортировать товары, а не сырьё. Но сегодня доходы от продажи углеводородов — это половина госбюджета. Уберите их — и что останется? Моя задача как профессионала-технолога — принести в казну эти деньги. Как государство распорядится ими? Вложит в Сколково или в Олимпиаду в Сочи? Это уже вопрос не к нефтяникам. Их миссия — бурить, пока есть нефть.
«АиФ»: — Есть мнение, что её запасы скоро иссякнут. Это правда?
В.А.: — Хватит и нашим детям, и внукам. Когда я в начале
Бюджет или митинг?
«АиФ»: — Доходы «ЛУКОЙЛа» исчисляются астрономическими цифрами. В народе говорят, что «нефтяники жируют». Вы и сам человек не бедный — миллиардер. Власть призывает богатых делиться с народом. Вы не против? Идея социальной справедливости вам близка?
В.А.: -Разумеется. В прошлом году мы заплатили почти 800 млрд рублей налогов и ещё 300 млрд инвестировали в производство. Это и есть наша социальная ответственность. Для того чтобы распределять доходы от нефти, существует система бюджетов — от федерального до муниципального. А также плоская шкала налогов, которая, по моему убеждению, даёт возможность делить блага по справедливости. А затевать очередной революционный передел собственности в пользу бедных и бороться с богатыми... Я не сторонник этого. Надо бороться с самой бедностью. Каждый должен возделывать свой сад. Ну, скажем, средняя зарплата в «ЛУКОЙЛе» сегодня составляет 70 тыс. рублей, а всего в компании работает около 130 тыс. человек. Эти люди с бо`льшей охотой будут планировать бюджет своей семьи, чем митинговать на площади.
«АиФ»: — А чем вас не устраивает прогрессивная шкала налогов? К примеру, такая схема: ежемесячный доход до 10 тыс. рублей налогом не облагается, от 10 до 100 тыс. — ставка налога 10%, от 100 тыс. до миллиона — 13%, от миллиона до трёх — 25%, более 3 млн — 30%. Разве это не справедливо?
В.А.: — В
«АиФ»: — Вы сказали: «Надо бороться с бедностью». А зачем? Может, в своей бедности люди виноваты сами? Вот вы трудоголик, а кто-то, наоборот, валяет дурака. Стоит ли таким помогать?
В.А.: — Каждый человек по своей натуре хочет быть востребован в обществе. Работа нужна всем. Другое дело, что многие профессии, отрасли, даже целые города и регионы с советских времён так и остались невостребованными. Иногда это оправданно, но часто — нет. В России остро не хватает рабочих рук — не только чтобы мести улицы. И моя главная задача — создание новых рабочих мест. Это не просто слова. Три года назад я создал частный фонд «Наше будущее», который поддерживает социальное предпринимательство. Там можно получить ссуду для своего бизнеса. На входе и выходе — целая ярмарка идей. Сотни людей начали собственное дело — уже не мелкое, а среднее.
«АиФ»: — А идея олигарха Михаила Прохорова о дополнительной эксплуатации трудящихся и введении
В.А.: — Наши люди уже и так работают, как могут. Надо не увеличивать время работы, а поднимать производительность труда — в том числе и за счёт мотивации трудящихся. Никогда не забуду, как однажды у меня на глазах водитель разгружал огромную фуру. Без экспедитора и без грузчиков: сам опускал платформу, сам выкатывал тележку, сам грузил тюки и отвозил их на склад. Один работал за пятерых!
«АиФ»: — Зарплату он тоже за пятерых получит? Или за спасибо?
В.А.: — Если бы и заплатили «за пятерых», то это было бы справедливо. Если ты используешь одного работника вместо целой бригады, то обязан и платить ему в разы больше. Вот в чём смысл, а не в подневольной пахоте за копейки от зари до зари. Иначе получается, как в паровом двигателе: много пара, много шума, а КПД низкий. Всё уходит в свисток.