Примерное время чтения: 4 минуты
11276

Кризис доверия. Почему россияне не едут в деревню

АиФ №45. Совсем невеСЕЛО 06/11/2013

«Воровство, пьянство, лень - всё это следст­вие внутреннего состояния души. А его можно описать так: крестьяне потеряли смысл. Им нужно его вернуть», - уверен Игорь Ниесов, психолог, замдиректора Института коммуникационного менеджмента ВШЭ. Несколько лет назад под его руководством среди сельских жителей Белгород­ской области было проведено уникальное исследование.

Учёных в деревню пригласила агропромышленная компания, которая начинала работать в регионе. Сначала с местным населением пообщались социологи. Результаты их опросов были удручающими. Оказалось, что большинству крестьян ничего не нужно: ни туалет в доме, ни душ, ни автомобиль. Больше половины не стали бы расширять своё хозяйство, даже если бы им представилась такая возможность. Работать они тоже не особенно хотели.

«Проблема в том, что десятилетиями из наших сёл вымывались сильные личности - те, кто готов брать на себя ответственность, готов двигаться к лучшей жизни. За этой жизнью они и уезжали в города, - рассказывает Игорь Ниесов. - А те, кто там остался, - это люди с достаточно низким уровнем притязаний. Их установка такова: «А мне больше и не надо». Кроме того, они никому, кроме «своих», не доверяют, потому что их слишком часто обманывали. У них нет уверенности в том, что, если они приложат усилия, их жизнь станет лучше. И, наконец, где-то в глубине души они считают, что много зарабатывать - неправильно, что это всегда нечестно.

Сложность ещё и в том, что инвесторы, которые приезжают в сельскую местность, - в основном люди потребительского склада. Их задача - освоить территорию. В лучшем случае они готовы предложить местным работу. А тем этого мало, их от этого вообще «не прёт», они не верят в возможность заработать, потому что знают и про «золотые парашюты» менеджеров, и про квартиру, которую владелец компании покупает для своей дочери в Америке. Им важно то отношение, с которым к ним пришли. А для бизнеса люди - это просто функция, они должны выполнять указания, не задавая вопросов. Вы представляете, как таких инвесторов встречает простой народ? Первая реакция - защитная. Поэтому вовлечь их в развитие того места, в котором они живут, может только лидер, который считает это место своим домом, планирует там «заземлиться», растить своих детей. К сожалению, таких мало.

Эти проблемы нельзя решить только экономическими методами. Нужно формировать ментальность. В масштабах страны дать людям уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что о них заботятся, что их не обманывают».

По данным Росстата, АККОР. Инфографика: АиФ / Екатерина Донских

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (8)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах