Насколько могут подорожать авиабилеты из-за роста цен на топливо?
Из-за повышения цен на керосин в России могут вырасти цены на авиабилеты. Об этом сказано в письме представителей российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, в которую входят 27 российских авиакомпаний вице-премьеру Максиму Акимову.
В прошлом году авиационный керосин в России подорожал более чем на 20% до 43 тыс. рублей за тонну. Как сказано в письме, если такая ценовая политика продолжится, то авиакомпании будут вынуждены ввести дополнительный топливный сбор. Продолжится ли рост цен в 2018 году и насколько в результате этого вырастет цена на авиабилеты, АиФ.ru выяснил у экспертов.
Рыночное регулирование нефтяного рынка
Розничная цена керосина долгое время определялась отнюдь не рыночным путем, что и сказалось на ценах, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. По его словам, если правительство изменит ценовую политику, то можно ожидать даже снижения цен на все социально значимые нефтепродукты такие, как бензин, дизельное топливо и авиакеросин.
«Ситуация сейчас очень неопределенная. У нас был затяжной период ручного управления рынком нефтепродуктов. В основном все крутилось вокруг договоренностей между руководителями нефтяных компаний и руководителями правительства. Когда ситуация нерыночная, предсказать как будут меняться цены на керосин очень сложно, поскольку они регулируются нерыночными механизмами, а договоренностями между людьми. Сейчас мы видим, что предпринимаются меры для того, чтобы вывести бензиновый рынок из кризиса. Ведь он был на грани кризиса и быстрый рост цен был явным тому подтверждением», — говорит Танкаев.
Цены на нефтепродукты перестанут расти в ближайшее время, поскольку акцизы на бензин снизили. Но это не все меры, которые могут оказать существенное влияние на то, чтобы керосин подешевел.
«Июльский рост акцизов отменили, но за последние три с лишним года акцизы выросли в два раза, половину этого роста сейчас сняли. Это облегчило ситуацию, потому что производство и продажи бензина и дизельного топлива были просто убыточными. Соответственно падали и объемы их продаж и производства, мы быстро подходили к дефициту, после которого всегда происходят резкие скачки цен. Сейчас правительство настроено отказаться от ручного управления и готово использовать рыночные механизмы. Если это будет так, то тогда надо понять, какие рычаги будут использоваться и в какой степени. Дело в том, что на рынок влияет три фактора — это рост налогов, он также влияет на цену керосина, поскольку помимо акциза существует еще и налог на добычу полезных ископаемых, который меняется довольно часто. После кризиса 2014 года он подрос на 50%, а акциз и НДПИ на самом деле составляют 50% от розничной цены бензина и дизтоплива, а остальные налоги все вместе составляют 20%, но их вроде менять не собираются.
Важным фактором также является курс национальной валюты, если рубль будет укрепляться по отношению евро, то разница между внешними и внутренними ценами на нефтепродукты сократиться. И последнее то, что называется заградительными пошлинами. У нас они сейчас находятся на очень низком уровне. Если все эти факторы как-то изменятся, то изменится и цена керосина», — говорит Танкаев.
Снижение акцизов и отмена НДС
По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, цены на авиабилеты вырастут уже в ближайшее время, если правительство не предпримет определенные меры. Ранее министр энергетики Александр Новак заявлял, что снижение акцизов на топливо позволит избежать существенного колебания цен на бензин. Как отмечает Пантелеев, помимо отмены акцизов на нефтепродукты остановить рост цен можно было бы еще и за счет отмены налога на добавленную стоимость при авиаперелетах внутри России.
«Сейчас авиакомпании предупреждают, что если ситуация с ценами на авиатопливо не изменится, то цены на авиабилеты неизбежно вырастут. Уже в летней зоне, уже сейчас. Представить точно масштаб роста цен довольно сложно, но можно ожидать, что произойдет повышение примерно на 10-15% относительно предыдущего года. Это уже достигнутый уровень и скорее всего цены могут вырасти еще на 10%.
Многое будет зависеть от внешних факторов. Если все сохранится примерно так, как сейчас, то можно прогнозировать неизбежный рост тарифов авиакомпаний. Если остановится рост цен на нефтепродукты, то тогда можно будет о чем-то рассуждать, но на самом деле авиакомпании ожидают, чтобы правительство наконец приняло решение об обнулении НДС на внутренних рейсах. Вот это было бы серьезным фактором, который бы помог избежать роста цен на авиаперевозки и или как минимум замедлить их рост», — говорит Пантелеев.