Примерное время чтения: 3 минуты
3599

Налоговый маневр. В России появятся отрицательные акцизы на нефть

Маневр ведет к увеличению нагрузки на нефтяную отрасль

Как сообщает ФБА «Экономика сегодня», отрицательный акциз на нефть в размере примерно 3 тысячи рублей на тонну получат только НПЗ, выпускающие бензин. В то же время планируется ввод плавающего акциза: возмещать компаниям половину разницы между внутренней ценой топлива и экспортной альтернативой будет бюджет.

Этот подход позволит смягчить рост цен на топливо для потребителей, ограничив его 1% в год для бензина и дизельного топлива, как считают авторы документа. Маневр, предполагающий поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть до нуля с одновременным повышением НДПИ, будет проведен с 2019 по 2024 годы, при этом бюджет получит от него дополнительно 1,6 трлн рублей.

«Налоговый маневр ведет к увеличению нагрузки на нефтяную отрасль, но как поступят нефтяные компании, — будут перекладывать на потребителя или сократят свои операционные издержки — предугадать сложно. Скорее всего, рост в рамках 1% удержать не удастся, поскольку дополнительное давление оказывает инфляционная составляющая. Кроме того, могут пострадать небольшие НПЗ, которые производят не бензин, а только темные нефтепродукты либо продукты, схожие по своим свойствам с дизельным топливом, но таковым не являющиеся.

Доля такого топлива на рынке варьируется от 10% до 30%, и в пиковый период влияет на стоимость дизтоплива. Поскольку сырье дорожает, то и эти продукты будут дорожать, что может вызвать незначительный прирост у дизельного топлива. В этом документе говорится, что появятся возвратные акцизы, но механизм их работы до конца не ясен, к тому же здесь стоит учитывать временной лаг», — комментирует младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев.

Поддержать отечественные НПЗ

По оценкам экспертов, введение отрицательного акциза должно способствовать поддержке отечественных НПЗ. После повышения НДПИ нефть станет более дорогим сырьем, и, чтобы ее удорожание не привело к отрицательной марже в нефтепереработке, было предложено использовать такой подход.

По большому счету отрицательный акциз является скидкой, но, скорее всего, она будет распространяться только на крупные НПЗ. Тогда как ориентированные на экспорт небольшие НПЗ, которые производят мазут, битум, судовое топливо или только дизель без бензина, ее не заметят.

Модернизация НПЗ также должна стимулировать участников рынка. «Под модернизацией НПЗ тут подразумевается увеличение глубины переработки, то есть количество выработанных продуктов с тонны нефти. Здесь мы пока отстаем от мировых стандартов, от Европы и США, где глубина переработки достигает 95%. У нас этот показатель приближается к 80%», — отмечает Андрей Гордеев.

Чтобы решить вопрос со стабилизацией ситуации на топливном рынке, правительство договорилось с нефтяными компаниями о фиксации цен на бензин и дизельное топливо.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах