О том, что в столице возможен дефицит автомобильного топлива предупреждали ещё летом – о плановой остановке Московского НПЗ было известно заранее. Но о том, что бензина может не хватать во всех регионах, на заседании комиссии по ТЭК Министр энергетики Александр Новак сообщил 24 сентября. Он предупредил о теоретическом «возникновении снижения объёмов поставок в отдельных регионах» и порекомендовал топливникам делать запасы и сократить экспортные продажи, мол, самим может не хватить:
«По оценкам министерства, общий максимально возможный дефицит в октябре оценивается в объёме не более 400 тыс. т. Это фактически 15 % от месячного потребления топлива в стране. В этот период остатки автобензина на НПЗ и нефтебазах вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) могут опуститься до минимальных значений. На московском рынке есть вероятность возникновения кратковременного дефицита в объёме 69 тыс. т в октябре и 62 тыс. т в ноябре текущего года».
Конечно, все всполошились – вдруг из-за дефицита цены опять взлетят. Ещё не забыли катастрофическую нехватку топлива весной прошлого года, когда на Алтае продавали по 20 литров бензина на один автомобиль, а дефицит ощущался в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, Московской области и на Сахалине. Тогда правительству в приказном порядке пришлось держать цены и повысить акцизы на экспорт почти в два раза. Естественно, в этот период произошёл скачок стоимости топлива.
Сегодняшняя боязнь дефицита подогревается ещё и тем, что из-за выборов было пропущено весеннее повышение цен, которое было неизбежным следствием повышения акцизов (с 1 января 2012 года ставки акцизов на бензин и дизельное топливо выросли на 29–32,6 процента). Да и морально все привыкли, как к плохой погоде – осенью бензин дорожает. «Российской газете» в Топливном союзе дали комментарий к грядущему повышению ещё в августе: «Одна из причин – традиционно сезонная. Со второй половины августа граждане возвращаются из отпусков, наступает уборочная страда – потребление бензина увеличивается. Возросший спрос толкает цены вверх, – пояснил исполнительный директор союза Григорий Сергиенко. И уточнил: – Мы оцениваем этот сезонный рост в 15 процентов по сравнению с остальными месяцами года». Можно подумать, что когда все отдохнут и соберут урожай, цены понизятся.
Помимо желания нефтяников зарабатывать больше, основанного на рыночной формуле «есть спрос – есть предложение», существует и более-менее объективный фактор – медленный и колеблющийся мировой рост цен на нефть. Сырьё дорожает, через какое-то время поднимаются оптовые цены, дальше растёт стоимость бензина на заправках. Также на росте цены сказывается нерешённая ситуация с топливом уровня «Евро-2» – будут его запрещать или нет.
Андрей Полищук из Raiffeisenbank добавляет, что из-за введения более строгих норм по качеству бензина, некоторая часть продукции выпадает с рынка. Как известно, многие российские заводы работают с устаревшими технологиями, обновление которых требует масштабных вложений. По словам эксперта, практически все компании проводят модернизацию на своих предприятиях, однако процесс это довольно долгий, и заметного увеличения объёмов производства топлива, соответствующего новым стандартам, стоит ожидать, видимо, лишь к 2015 году. «Как такового топливного кризиса не будет», – всё же полагает Полищук. По его оценкам, объёмы производства российских НПЗ примерно соотносимы с уровнем спроса. Эксперт также не ожидает особенного роста цен на бензин в этом году. «Скорее, роста можно ждать в следующем году в связи с повышением акцизов», – говорит он. По разным оценкам аналитиков, к концу года бензин может подорожать на 5–7 %.
Сегодня Министерство энергетики опровергло опасения своего министра. Все приведённые данные были озвучены в связи с докладом о мероприятиях, осуществляемых для избежания нехватки бензина. В топливном союзе нам прокомментировали ситуацию обратным образом:
По данным исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, дефицит топлива на заправках уже сложился на Камчатке, Сахалине, в Новосибирской области, на Алтае. Он также говорит о нехватке топлива в Московской области. «Санкт-Петербург, Ленинградская область на грани топливного кризиса», – сказал Сергиенко. В РТС считают, что сложную ситуацию спровоцировали несколько факторов. Среди них: традиционное осеннее повышение спроса на топливо, которое приходится на конец августа – середину октября; остановка нескольких НПЗ для проведения профилактических работ; отсутствие заинтересованности у производителей бензина в его поставках независимым АЗС, в частности, из-за сдерживания оптовых цен на бензин государством.
Григорий Сергиенко отметил, что с конца прошлого года всё ещё действует негласная установка со стороны ФАС для нефтепереработчиков – не повышать цены. Хотя с августа некоторые производители всё же начали повышать цены. Из-за роста акцизов на бензин в течение года, говорит Сергиенко, топливо должно было подорожать. «В 2011 году на 2 с лишним рубля цены выросли, и в этом году повышение цен должно произойти», – считает он. Теперь же, полагает эксперт, нефтяные компании не заинтересованы в продаже топлива сторонним заправкам, поскольку розничная цена, по сути, ниже той, которую, исходя из повышения акцизов, следовало бы установить на оптовом рынке. По мнению Сергиенко, проблему дефицита топлива можно решить двумя способами: государство либо полностью «отпускает» цены на бензин, «чтобы они формировались естественным образом», либо, напротив, вводит жёсткую систему обеспечения регионов топливом, «как было в советские времена».
Одну из возможных мер для сдерживания цен и предотвращения дефицита рассмотрит Правительство РФ. Это введение плавающей шкалы акцизов на бензин и другие нефтепродукты. Если оно будет осуществлено, то при росте экспортных цен акцизы автоматически снижаются, и в результате минимизируется возможность роста стоимости топлива внутри страны. Введение плавающей ставки может быть более удобно, но препятствием к этому могут послужить технические сложности. Ведь ежедневное изменение пошлины практически не реально отразить во внутренней стоимости топлива, тем более при длинной цепочке от поставщика к конечному потребителю. Предложения должны быть готовы до конца первого квартала 2013 года.
Складывается ощущение, что все официальные заявления представителей власти готовят почву для серьёзных повышений цен на топливо. И заявления вице-премьера Аркадия Дворковича о том, что рост цен на бензин не превысит инфляцию, – лишь объявленный коридор для топливников. Но если это кого-то утешит, рост цен на топливо происходит не только у нас. В Италии, Испании и во Франции преодолён психологический рубеж цены 95-го в 2 евро, в Германии был достигнут исторический максим, а в США за год бензин подорожал на 30 центов за литр. Так что помимо прогнозов подорожания на 1–2 рубля, нам есть чего боятся.