Почему билеты с пересадками дешевле прямых?
Популярность авиабилетов с пересадками объясняется их дешевизной. На первый взгляд это кажется парадоксальным — разве может быть дешевле перелет, когда для его осуществления используются два самолета, расходуется топливо, платятся сборы за нахождение воздушного судна в аэропортах, не говоря о том, что на одного пассажира уходит вдвое больше питания? Гораздо логичнее было бы предположить, что чем чаще самолеты садятся и взлетают, тем дороже должен быть билет. Но на деле эта логика не работает.
«Дело в том, что дальних международных рейсов у авиакомпаний меньше — для их осуществления необходимы дальнемагистральные лайнеры, стоимость покупки и обслуживания которых может в два-три раза превышать стоимость бортов, эксплуатируемых на малых и средних дистанциях (в основном это различные модификации Airbus 320 и Boeing 737). Плюс дальнемагистральные самолеты требуют больше топлива, и их обслуживание в аэропортах дороже», — поясняет партнер Консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр Ракша.
Грубо говоря, дальние беспересадочные рейсы окупают себя только при загрузке, близкой к полной. И чем ниже вероятность того, что рейс пройдет при полной посадке, тем выше стоимость билета на него, поскольку перевозчик страхует свои риски от убытков в случае, если самолет полетит полупустой.
«Есть и еще один фактор, влияющий на стоимость билетов — это рынок. Авиакомпании тщательно анализируют предложение для того, чтобы установить цены, по которым билеты будут продаваться, а перевозчики будут получать прибыль. При наличии альтернативных беспересадочному рейсу маршрутов с короткими стыковками, разница между ними не будет превышать 10%, в их отсутствие стоимость может разниться в два-три раза. И если на внутренних маршрутах такое ценообразование может привести к тому, что перевозчик привлечет к себе внимание ФАС или Росавиации, то на международных рейсах, особенно если их выполняет зарубежный перевозчик, возможно и такое», — указывает эксперт.
Можно ли использовать рейс с пересадкой как прямой?
Но можно ли обмануть систему и использовать билет с пересадкой как прямой билет? Допустим, вам надо в Белград. Прямой билет по маршруту «Москва-Белград-Москва» стоит 17600 рублей, а перелет по маршруту «Москва-Рим-Москва» с пересадкой в Белграде — 11500 рублей. Если выбрать второй вариант, но не лететь в Рим, а выйти в сербском аэропорту, можно сэкономить 6100 рублей. На первый взгляд очень заманчиво.
Но! Следует иметь в виду, что многие авиакомпании могут аннулировать обратный билет в случае неиспользования одного из сегментов — в нашем случае Рима. К пассажиру, не уведомившему перевозчика о том, что тот пропустит рейс, применяется правило, которое называется no show. Узнать, распространяется ли оно на ваш перелет, можно на сайте авиакомпании, а также на электронном билете.
Если использование рейса с пересадкой как прямого все равно выгоднее, рекомендуем покупать разные билеты на перелет туда и на перелет обратно. Грубо говоря, отдельным траншем оплачиваете билеты до пункта назначения и отдельным траншем — билеты из пункта назначения.
А что происходит с багажом?
Багаж на рейсах с пересадками регистрируется до конечного пункта назначения. Если использовать наш пример с Москвой, Белградом и Римом, то багаж будет выдан пассажиру только в Риме. Кстати, использовать пересадочный рейс с потерей конечного сегмента не удобно еще и поэтому — свой чемодан в Белграде вы не получите, он будет дожидаться вас в Риме.
Багаж обязательно регистрируется до конечного пункта назначения в случае, если вы летите даже разными перевозчиками по одному билету. А вот если вы летите по разным билетам, в аэропорту могут попросить пройти повторную регистрацию.
Нужна ли виза для пересадки?
Пересадки совершаются в транзитной зоне воздушной гавани, то есть без прохождения миграционного контроля. Если стыковка происходит в одном и том же аэропорту, то виза не нужна.
Обращайте внимание на то, совпадает ли аэропорт прилета с аэропортом вылета. Случаи, когда авиаперевозчики предлагают рейсы с пересадками в разных аэропортах, случаются часто. Поэтому вопрос с визой здесь очень актуален.
Можно ли выходить в город при перелете с пересадкой?
Можно. Но это имеет смысл только в том случае, если у вас продолжительная пересадка, если же между рейсами час-полтора, то они уйдут на пересадку с одного самолета на другой.
Также в некоторых государствах при выходе в город может понадобиться виза — ее получением необходимо озаботиться заранее.
Если вы хотите использовать рейс с продолжительной пересадкой с целью посмотреть город, выбирайте билеты с ожиданием в дневное время.
Что не стоит провозить на рейсе с пересадкой?
В зависимости от страны и аэропорта, где совершается пересадка, пассажир может подвергнуться дополнительному досмотру службой безопасности. Однозначно досмотр ждет тех путешественников, которые покидали здание аэропорта для прогулки.
В вашей ручной клади не должно быть жидкостей более 100 мл, в том числе бутылок с алкоголем или парфюмом из duty free, купленным в аэропорту вылета. Они будут изъяты.