Примерное время чтения: 6 минут
8813

Совместные покупки: плюсы, минусы и риски

В начале 2000-х годов покупатели-первооткрыватели интернет-шопинга, а чаще всего ими являлись домохозяйки, заказывали товар на «Таобао» и получали его по почте. В наше время они пошли дальше — объединились на сайтах совместных покупок: ведь цены на товар оптом со склада или завода-производителя гораздо ниже.

Как устроено?

Сообщество таких покупателей стремительно разрастается. Участники (а чаще всего участницы) вовлекают всё новых и новых подружек, знакомых, сослуживцев. Они объединяются, чтобы по оптовым ценам выкупить товар на складе, минуя магазин.

Непосредственно открывают и ведут совместные закупки организаторы: они контактируют с продавцами складов, собирают деньги с участников. Цель организатора — купить товар самому и заработать на участниках. За свою услугу посредника он обычно накидывает на товар от 10 до 19 %. Именно организатор на основе пожеланий участников принимает решение об открытии той или иной закупки.

Администрация — группа людей, которая предоставляет интернет-площадку для бизнеса и собирает плату с организатора. Часто на сайте организаторы могут открывать свои представительства во всех городах страны. Один из ростовских сайтов, например, объединяет для совместных покупок участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Ставрополя, Томска, Владивостока, Омска, а также городов Белоруссии и Украины. Сейчас у них зарегистрировано более 55 тысяч участников, более шести тысяч поставщиков товаров, а самих товаров за четыре года работы ресурса приобретено почти 137 тысяч.

Почему это выгодно?

Продавцу нет необходимости арендовать склад, торговые помещения, нанимать персонал, не нужно закладывать в цену риски, что товар не будет распродан. Товар продаётся практически по оптовым ценам с небольшой премией организатору закупки.

Преимущество — цена

Безальтернативное преимущество совместных закупок — это выгодная цена. Если на рынке, например, кран-смеситель на кухню стоит 450 рублей, то в СП его можно приобрести за 180 рублей. Разница в цене ощутима.

Кое-что покупают даже из продуктов: цена на колбасу не сильно отличается от обычной, но мясной продукт привозят прямо с завода. Также из продуктов заказывают красную икру, мандарины.

Но чаще всего люди покупают одежду и обувь, как мужскую, так и женскую. Если пара кожаной мужской обуви в фирменном бутике стоит от трёх до семи тысяч рублей, то в СП средняя цена за тот же самый качественный аналог две тысячи рублей.

«Покупают и парфюм, — рассказывает постоянная участница СП Ирина. — Это не оригинал, но приближенный нефальшивый аромат, который можно купить в 10 раз дешевле фирменного, за 350–400 рублей. Минусы незначительные: вы получите флакон без оригинальной упаковки, но запах практически ничем не будет отличаться от фирменного, разве что аромат может быть не таким стойким. Страна-производитель не Франция, а Объединённые Арабские Эмираты».

Минусы совместных покупок

Не как с картинки. Товар не всегда соответствует той расцветке, которая предлагалась на картинке. Болоньевая куртка, например, будет не красного, а розового цвета.

Не так быстро. Необходимо ждать. С момента заказа пройдёт около двух недель, а может, и месяц. Опытные организаторы для доставки товара (а нередко везут его из зарубежных стран) пользуются не тихоходной почтой России, а транспортными компаниями, что надёжнее и быстрее по времени.

Путаница в размерах. Когда выбираешь одежду, то опираешься на традиционную размерную сетку. Но не у всех продавцов она есть, поэтому нужно быть внимательным, чтобы не ошибиться. Покупая товар за границей, необходимо помнить, что в Китае идут «маломерки». Добросовестные организаторы в таких случаях просят представителя-посредника на складе замерить рукав или штанину, чтобы угодить участнику. В таких случаях риск получить вещь на два размера больше снижается.

Но даже если пришла вещь не по размеру, то можно договориться с организатором и отдать её в «пристрой»: центр раздачи, место, где участники забирают свои покупки. На каждый товар находится свой покупатель. Можно также перепродать приобретённое на сайте — такому же участнику.

Никаких гарантий. Отсутствует гарантийный ремонт. Оргтехника и бытовая техника пользуются спросом, но нужно помнить: в случае поломки нет прав на гарантийный ремонт. Вернуть товар тоже невозможно.

Как не совершить ошибку

Изучить поставщика. Посмотреть информацию об организаторе, которому доверяешь деньги, на форуме и в «обсуждалках». Случаи мошенничества на проектах очень редки, и происходили они на начальном этапе развития СП, когда организатор собирал деньги и скрывался. Сейчас такое вряд ли допустимо: организатор оставляет паспортные данные у руководителя проекта.

Если же возникают спорные моменты между организатором и участником, то их помогает решить администрация проекта. Сами участники говорят, что больших проблем не возникает, ведь чаще всего люди работают на доверии.

Насторожить может то, что организатор редко появляется на сайте, не принимает участия в обсуждении закупки, редко отвечает на телефонные звонки.

«От ленивых и нерадивых организаторов участник быстро уйдёт к другому», — считают участники.

Самая действенная проверка для организатора — вовремя ли он возвращает деньги в случае, если товара не оказалось на складе. Срок возврата за непрошедший товар — в течение пяти рабочих дней. Обычно возвращают в течение двух дней.

С осторожностью относиться к новым организаторам. Он должен сначала заработать себе хорошую репутацию. Но тут скрывается определённый соблазн: у «новенького» есть шанс сторговаться на наименьший процент сбора, скажем, не на 15 %, а на 10 %. Практика показывает, что многие организаторы-новички идут на снижение порогового взноса, чтобы привлечь больше участников и, соответственно, за счёт количества компенсировать маленький взнос.

Риски организатора

Организаторы — это зачастую бывшие участники. Рисков «прогореть» у них больше. Организаторы практически никак не могут оградить себя от недобросовестных партнёров. Самое распространённое, когда участник под разными предлогами (зарплату вовремя не платят) просит организатора оплатить его покупку, обещая отдать деньги позже. Организатор вынужден пойти на такой шаг, так как заказ уже сформирован: деньги добросовестные участники сдали, а поставщик готов предоставить товар со слада — ждёт денег. Люди идут на уступки, но впоследствии участник говорит, что передумал, ссылаясь на разные жизненные обстоятельства.

Какого-то механизма, чтобы заставить заплатить участника, не существует. И получается, что организатор сидит с курткой или босоножками, которые ему не нужны. Поэтому приходится товар «пристраивать» в центре раздачи и ждать, когда его кто-то другой купит. Участник за такие «номера» рискует попасть в «чёрный список» организаторов, от него могут не принимать заказы в следующий раз.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах