Минск договорился с Баку о поставках азербайджанской нефти. Сделку об импорте 160 тысяч тонн черного золота белорусский государственный концерн «Белнефтехим» подписал с азербайджанской компанией SOCAR. Сырье будет поставлено в марте через Украину. Другие подробности соглашения не уточняются.
«Планируется начать отгрузку нефти в порту Супса в районе 20 марта. Объем первой танкерной партии составит около 85 тысяч тонн», — цитирует ТАСС заместителя начальника департамента по организации мероприятий и связям с общественностью SOCAR Ибрагима Ахмедова.
Разворот на Восток
В январе Белоруссия направила заявки на импорт нефти в Азербайджан, Казахстан, Украину, Литву, Польшу. На тот момент Минск уже закупил 80 тысяч тонн сырья у Норвегии.
До недавнего времени крупнейшим поставщиком черного золота в Белоруссию была Россия. Ежегодно наша страна экспортировала в Минск более 20 миллионов тонн нефти. Белоруссия российское сырье получала беспошлинно, часть перерабатывала и перепродавала в Европу. Но в прошлом году в РФ изменилась налоговая политика: был введен так называемый налоговый маневр, предполагающий постепенного обнуление экспортных пошлин и увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Президент Белоруссии Александр Лукашенко налоговыми изменениями недоволен: из-за них российское сырье будет обходиться республике дороже. Поэтому-то Минск и ищет альтернативные источники поставок нефти.
По словам независимого промышленного эксперта Леонида Хазанова, с альтернативными поставщиками нефти в Белоруссию есть сложности. В первую очередь — географические.
«Азербайджанское сырье можно прокачивать по трубопроводу „Баку — Тбилиси — Джейхан“ до Средиземного моря и оттуда доставлять танкерами вокруг Турции, Болгарии и Молдовы опять-таки до Одессы. Или — как вариант — по трубе до Новороссийска, но здесь российский маршрут. Неудобно», — объясняет эксперт.
Но есть и другой вариант: транспортировать черное золото до Прибалтики и оттуда прокачивать в реверсном режиме по нефтепроводу «Полоцк — Вентспилс». «Однако для этого потребуются средства. Нельзя сбрасывать со счетов и возможность доставки нефти в Рижский порт (хотя он ориентирован на экспорт и импортом не занимался) и из него — в цистернах по железной дороге в Белоруссию. В качестве альтернативы Рижскому порту может выступать Клайпедский, но в данном случае нефть тоже придется везти по железной дороге», — говорит Хазанов.
Чем больше границ пересекает продукт, тем сложнее таможенное декларирование, тем выше издержки. Можно сказать, что не пересечение границ усложняет весь транспортировочный процесс, а протяженность маршрута. Если нефть идет по трубе, то процесс поставки проще.
Цена альтернативы
Азербайджанская нефть дороже российской: стоимость сырья марки Azeri Light на 4-5 долларов выше, чем у Brent, от котировок которой зависит цена российского сорта Urals.
«Cитуация такова, что, по крайней мере, до 2024 года — времени окончания налогового маневра — дешевле, чем у России, нефть белорусам купить негде. Тут „логистическая“ разница плюс отсутствие экспортной пошлины. Этим для Минска обусловлен экономический профит покупки сырья у нашей страны», — объясняет эксперт Института развития технологий ТЭК Сергей Алихашкин.
По его словам, нефть из Азербайджана или Казахстана будет на 15-17% дороже российского топлива. «В абсолютных цифрах по декабрю 2019 года разница между мировой ценой на российскую Urals и беспошлинной, которую платит республика, составила примерно 90 долларов за тонну (средняя цена — 64,5 доллара за баррель, примерно 470 долларов за тонну, без таможенной пошлины для белорусов нефть обходилась в 379 долларов за тонну)», — отмечает эксперт.