Что произошло в начале июня?
Правительство разъяснило: с начала года стоимость бензина повысилась на 2,3% в среднем по России, о чём сообщает РИА Новости.
По итогам проведенного Минэнерго анализа розничных цен на моторное топливо отмечается, что рост цен с начала года соответствует параметрам заключенных в ноябре 2018 года соглашений.
Производство бензина в январе-мае этого года выросло на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, составив 16,1 млн тонн, о чём свидетельствует Росстат. Производство дизтоплива также увеличилось, достигнув 31,4 млн тонн.
В условиях роста мировых цен на бензин в конце мая — начале июня, отмечает правительство, цены выросли и во всех регионах России, больше всего — в Сибирском федеральном округе. Произошло это за счёт компенсации роста НДС, который был отложен с января.
«Вертикально-интегрированные нефтекомпании выполняют обязательства по поставке нефтепродуктов на внутренний рынок и сдерживанию цен на автомобильное топливо. Соглашение с правительством о стабилизации цен на топливо предусматривает корректировку ценников на АЗС на уровень инфляции. Что и произошло в начале июня», — считает гендиректор компании ИнфоТЭК-Терминал, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
На фоне опережающего спрос объёма локальное повышение цен в регионах объясняется, на его взгляд, рядом причин. Основную из них Рустам Танкаев формулирует так: «Значительно сократились объёмы реализации суррогатного и контрафактного топлива, что привело к возникновению дефицита на независимых АЗС».
Кто находит, а кто теряет?
Независимые АЗС, разъясняет эксперт, приобретают топливо у посредников через различные непрозрачные схемы. В такой ситуации неизбежны накрутки.
«Судя по всему, именно в их интересах вокруг темы роста цен на топливо искусственно нагнетается напряжение, — считает он. — Хотя в действительности нет проблемы обеспечения топливом внутреннего рынка, есть только проблема обеспечения маржи независимых сетей».
Очевидно, что на Дальнем Востоке страны существует дефицит производственных мощностей НПЗ, разъясняет Танкаев. При потребности в 3 млн тонн автомобильного топлива в год там производится только 1,5 млн тонн. Для покрытия дефицита его доставляют из других регионов страны — соответственно, стоимость возрастает из-за транспортных расходов.
«Избавить регион от дефицита топлива должна была Восточная нефтехимическая компания (ВНХК), но из-за увеличения налоговой нагрузки на отрасль реализация проекта строительства новых нефтеперерабатывающих мощностей была приостановлена», — говорит эксперт.
«Руководство практически всех крупнейших российских нефтяных компаний — „Газпром нефти“, „Татнефти“, „Лукойла“ — говорит о том, что ценообразование и вообще налоговая политика, не являются прозрачными, что они приносят исключительно убытки на внутреннем рынке, что работать себе в минус можно, но это так или иначе скажется как на инвестиционной активности нефтяных компаний, так и на поступлениях в бюджет», — напоминает Рустам Танкаев.
Попытки властей стабилизировать цены на АЗС, по его словам, привели к тому, что налогообложение нефтепереработки стало ещё более запутанным и нестабильным, а сама нефтепереработка — убыточной.