Примерное время чтения: 6 минут
429

Правительство vs нефтяники. Останутся ли цены на топливо замороженными?

Всего лишь протокол

По сообщениям ряда информагентств, нефтяники продлили соглашение с правительством о заморозке цен на топливо до конца полугодия. Однако сами они говорят, что соглашение пока не подписано — представители нефтяных компаний поставили свои подписи лишь под протоколом совещания по этому поводу, состоявшегося 26 марта. При этом отмечают, что в предложенных правительством мерах есть недостатки.

«На совещании было принято решение принять к сведению обязательства НК „Роснефть“, „Газпрома“, „Сургутнефтегаза“, „Русснефти“, „Газпром нефти“, „Нового потока“, „Нефтегазхолдинга“, „Лукойла“, ТАИФ-НК и „Татнефти“ по обеспечению топливом внутреннего рынка во втором квартале 2019 года на условиях, определённых соглашениями между Минэнерго, ФАС и хозяйствующими субъектами — производителями нефтепродуктов о принятии мер по стабилизации и развитию внутреннего рынка нефтепродуктов, заключёнными 7 ноября 2018 года», — сообщил Интерфакс.

Нерентабельная переработка

Нефтяники настаивают на своей версии нынешней экономической ситуации. Она такова. Налоговый манёвр, действующий в отрасли с 2014 года, задумывался так: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) повышается, но одновременно снижается экспортная пошлина. В ближайшие годы правительство рассчитывает получить за счёт этого 1,5 трлн рублей.

Предполагалось, что всякий раз, когда повышается НДПИ, снижаются и акцизы — чтобы внутренние цены на топливо не росли. Однако по факту рост НДПИ сопровождается ростом акцизов. А снижение экспортных пошлин на нефть на фоне роста международных котировок и ослабления курса рубля привело к тому, что переработка сырья в России стала нерентабельной, а цены на нефтепродукты неприемлемыми для внутренних потребителей.

Правительство, увидев катастрофические последствия налогового манёвра в его нынешнем виде, перешло к ручному управлению отраслью. В начале ноября прошлого года оно договорилось с «Роснефтью», «Газпром нефтью», «Лукойлом» и др. крупными компаниями о сдерживании оптовых цен на топливо до конца марта 2019 года. Заключённое соглашение позволило остановить их резкий рост на АЗС, но при этом лишило многие НПЗ даже минимальной прибыли.

Лидеры отрасли заявляют о своих многомиллиардных убытках. Так глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов оценил потери российской нефтянки от сдерживания цен и демпфера в 50 млрд рублей.

Частично компенсировать нефтекомпаниям падение прибыли правительство обещало через так называемый демпфирующий механизм. Но он не принёс ожидаемых результатов. Нефтяники говорят, что подчас им приходилось даже, наоборот, доплачивать в бюджет.

Власти предлагают всё новые механизмы ручного регулирования, которое введено в отрасли фактически с мая 2018 года. Однако не решают системных проблем.

Корректировки неработающего механизма

«Экономика даёт сигналы нефтепереработчикам снижать объёмы производства товарных бензинов и увеличивать производство прямогонных бензинов. Мы этого не делаем, но сигналы такие видим, и их нужно учитывать для стабильности внутреннего рынка», — заявил глава «Газпром нефти» Александр Дюков, отметив при этом, что по дизельному топливу проблемы нет.

Механизм обратного акциза на нефть и демпфер глава «Татнефти» Наиль Маганов считает сложной и запутанной системой, не всегда отвечающей реалиям рынка. А 1-й вице-президент «Роснефти» Павел Фёдоров убеждён, что демпферный акциз на нефть необходимо донастроить.

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов в интервью Интерфаксу признал «некоторое несовершенство» демпфирующего механизма.

И теперь правительство предложило внести некоторые изменения в формулу его расчёта. Однако, по мнению экспертов, эти минимальные изменения вряд ли изменят ситуацию.

Есть ещё одна проблема: из-за корректировок демпфера, по подсчётом предложившего их Минфина, бюджет недосчитается порядка 190 млрд рублей. Понятно, что их нужно компенсировать. Так вот, одним из возможных путей компенсации называют повышение НДПИ. То есть компенсировать убытки нефтекомпаний от ручного регулирования рынка предлагается самим же нефтекомпаниям.

Есть ли другие предложения?

Другие предложения исходят от участников рынка — они направили их в профильные министерства ещё в прошлом году и предлагают всего-то навести порядок на бирже и равномерно распределить нагрузку между всеми компаниями отрасли.

Одно из основных предложений — перерабатывать на российских НПЗ и поставлять на внутренний рынок светлые нефтепродукты в объёме не менее 17,5% объёмов добываемой в России нефти. А это и есть реальный объём внутреннего рынка. Такая мера насытит российский рынок и гарантирует нашим НПЗ бесперебойные поставки сырья.

Предложение нефтяников кажется разумным, тем более, что государственная поддержка системообразующих отраслей экономики — нормальная практика в современном мире, если речь идёт об удовлетворении внутреннего спроса.

Кстати
Саудовская Аравия, компенсирует своей госкомпании Saudi Aramco недополученную выручку от реализации нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке страны. Согласно данным, представленным в финансовой отчётности компании, только в 2018 году компенсации составили 41 млрд долл. При этом Saudi Aramco — самая прибыльная компания в мире (выручка в 2018 году — 355,9 млрд долл., чистая прибыль — 111,1 млрд долл.). Также, власти страны поддерживают компанию снижая налоговую нагрузку. Налог на прибыль за последние три года был снижен с 85 до 50%. Благодаря этому компания начала генерировать свободный денежный поток и получила возможность увеличивать дивиденды, инвестировать в развитие. Отсутствие бездумного налогового пресса, стабильность политики и поддержка — всё это даёт возможность развиваться, приносить прибыль и выплачивать налоги в бюджет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах