Стоимость нефти на мировых рынках стремительно падает. С середины июля, когда «чёрное золото» стоило более 115 долларов за баррель, нефть подешевела почти на 20 %. На сегодняшних торгах на лондонской бирже ICE (8:44 мск) ноябрьские фьючерсы на североморскую нефтяную смесь Brent (по котировкам Brent рассчитывается стоимость российской марки Urals — ред.) дешевели до 88,94 доллара. Цена лёгкой нефти марки WTI опустилась до 84,66 доллара. А в прошлую пятницу стоимость Brent впервые за четыре года преодолела отметку в 88,11 доллара за баррель.
В чём причина резкого падения цен на нефть, попробовал разобраться АиФ.ru.
Заговор или переизбыток предложения?
Экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин не исключает, что удешевление нефти — результат сговора Вашингтона и стран Ближнего Востока, желающих таким образом наказать Россию за позицию по Украине. Кудрин напомнил, что снижение цен на «чёрное золото» до 92 долларов за баррель уже препдпринималось ранее, в преддверии выборов президента в США.
«Есть версия, что в условиях, когда Россия в первую очередь зависит от высокой цены на нефть и привыкла жить при высоких ценах на нефть, есть некая договорённость ведущих стран, как импортеров, так и экспортёров, США, допустим, и Ближнего Востока, о том, что будет увеличена добыча и будет удерживаться цена в меньшем размере», — говорил экс-глава Минфина в эфире Первого канала.
Свою точку зрения относительно падения цен на нефть высказал вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев. По его словам, за снижением стоимости «чёрного золота» стоит Саудовская Аравия, начавшая делать серьёзные скидки на углеводороды. «Это политическое манипулирование, которое может для неё плохо кончиться. Второй момент — это ворованная нефть ИГИЛ, которая поступает на рынок через Турцию и Израиль с тройным дисконтом. Её не так много, но она ворованная, поэтому дешёвая», — подчеркнул Леонтьев в эфире «Русской службы новостей».
Надо сказать, что происходящие сейчас события на нефтяном рынке международные и российские эксперты предсказывали как минимум год назад, то есть задолго до обострения в отношениях России и Запада и последующих санкций. В последнее время образовался некий «пучок» причин, который привёл к обвалу нефтяного рынка.
«Снижение цен на нефть — это не такая большая неожиданность. Сейчас мы являемся свидетелями фундаментальной перестройки структуры этого рынка. Если раньше это был рынок продавца, когда можно было действительно упражняться в ценообразовании и в этом всегда видели руку ОПЕК, чтобы поддерживать цены на высоком уровне, то сейчас он стал рынком покупателя. Раньше стоимость нефти толкал ряд факторов: реакция в странах-экспортёрах, арабская весна, война в Ираке. Сейчас мы видим, что геополитическая ситуация в этих нефтедобывающих регионах не слишком благостная, но цены устойчиво идут вниз. Получается, что здесь геополитические факторы не работают, а стало быть, и для подозрений насчёт сговора нет оснований», — рассказал АиФ.ru руководитель направления «Экономика и финансы» Института современного развития Никита Масленников.
Главную причину давления на рынок нефти эксперты видят в избытке предложения на рынке. В настоящее время практически во всех нефтедобывающих государствах растут объёмы добычи «чёрного золота». В частности, в сентябре ОПЕК, в которую входит 12 государств, обеспечивающих 40 % мировой добычи нефти, нарастила добычу «чёрного золота» на 402 тысячи баррелей в сутки.
Страны Персидского залива обеспечивают роскошную жизнь за счёт завышенных государственных расходов, а они напрямую зависят от стоимости бочки нефти. Например, по некоторым оценкам, в 2014 году бюджет Саудовской Аравии должен быть сбалансирован при цене нефти в 89 долларов за баррель. А вот бюджет следующего года свёрстан исходя из цены в 98 долларов за баррель. И при таком раскладе у саудитов начинаются проблемы, не говоря об Ираке или Ливии. Этот фактор заставляет экспортёров качать и продавать нефть, сколько бы она ни стоила.
Параллельно с увеличением темпов добычи углеводородов темпы роста глобальной экономики снижаются. Один из основных потребителей нефти на мировом рынке — Китай — заметно тормозит в плане экономического роста, следовательно, снижается спрос на «чёрное золото».
«Снижение цен на нефть главным образом связано с ростом запасов нефти», — рассказал агентству Bloomberg главный стратег по рынкам сырья BNP Paribas Гарри Чилингарян.
Кроме того, США удалось снизить зависимость от импорта ближневосточной нефти. Летом этого года Америка сравнялась с Саудовской Аравией и добывала по 11,5 млн баррелей в сутки. «И это означает, что есть переизбыток предложения. <…> Могут говорить о различных сговорах, но даже если так, это краткосрочно. Я слабо верю в сговоры, потому что работают объективные факторы. Чистая экономика. Закон спроса и предложения», — добавляет Масленников.
Что решит ОПЕК
Экономика России серьёзно зависит от экспорта энергоресурсов — в 2013 году доля нефтегазовых доходов бюджета составила 46 %. На фоне снижения цен на нефть до рекордных минимумов обвалился рубль, а в Минфине потери платёжного баланса от дешевеющего «чёрного золота» оценили в 2 % ВВП. В прошлом году выручка РФ от экспорта нефти составила 173,7 млрд долларов, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы.
Федеральный бюджет на 2014 год свёрстан исходя из стоимости нефти в 93 доллара за баррель. Бюджет на период 2015–2016 годов спланирован из расчёта 95 долларов за баррель. Согласно бюджетному плану, в этом году доходы госказны должны составить 14 трлн рублей, в том числе 1,5 трлн рублей — дополнительные доходы от экспорта энергоресурсов. В 2015 году ожидаются общие доходы в размере 14,5 трлн рублей, из которых 385 млрд приходится на дополнительные нефтегазовые доходы.
Если в августе прошлого года нефть марки Urals продавалась дороже 110 долларов за баррель, то в августе этого года баррель Urals подешевел до 101 доллара, а сейчас она продаётся на уровне 89 долларов. С августа 2013 года потеря в цене практически в 21 доллар. «Это достаточно чувствительно для нашего бюджета и для платёжного баланса», — указывает Масленников.
Если снижение цен на нефть продолжится, то российский бюджет не досчитается прибыли и правительству придётся пересматривать расходы. Но только ли Россия страдает от дешевеющей нефти?
Например, в Иране и Ливии закладывают в бюджет стоимость нефти более 100 долларов. А Венесуэла, где 87 % бюджета — это доходы от экспорта энергоресурсов, верстает бюджет, исходя из ценника на «чёрное золото» гораздо выше 110 долларов за баррель.
Кстати, именно Венесуэла потребовала немедленного созыва чрезвычайной сессии ОПЕК, чтобы обсудить резкое снижение цен на нефть, сообщает Daily Telegraph. Плановое заседание Организации стран-экспортёров нефти намечено на 27 ноября.
Что касается США, американский бюджет не верстается на основе цен на «чёрное золото», поскольку Штаты не экспортируют нефть. Но дешёвые углеводороды невыгодны и Вашингтону. Дело в том, что рентабельность всех капиталовложений Америки в добычу и транспортировку сланцевой нефти снижается из-за падающей стоимости нефти. При этом основные экономические конкуренты США — Евросоюз и Китай — оказываются в выгодном положении, поскольку могут покупать энергоресурсы с ощутимым дисконтом. Но это ещё не всё: из-за дешевеющей нефти дорожает доллар, что приводит к снижению конкурентоспособности Штатов и стремительному удорожанию госдолга США.
«Американская добыча нефти рентабельна при цене минимум 75 долларов за баррель. По другим оценкам, если брать средний уровень по безубыточности проектов по сланцевой нефти, это от 85 долларов за баррель. Поэтому американцам важно, чтобы цена держалась выше этого уровня. И была в коридоре от 90 до 100 долларов», — отмечает Масленников.
Эксперт не исключает, что с целью поддержать цены на «чёрное золото» ОПЕК договорится сократить предложение. «Определение комфортной цены будет зависеть от США и от Саудовской Аравии. Штатам нужна цена, чтобы чувствовать себя стабильно и гарантированно, — от 80 долларов, а лучше 90 долларов. <…> Сейчас, очевидно, в течение 2–3 месяцев будет выход цены на нефть в некий коридор комфорта для основных производителей. Скорее всего, ценовой коридор, который в последние годы колебался в интервале от 100 до 120 долларов за баррель, составит 90–105 долларов за баррель. Такой коридор комфортен и для производителя, и для потребителя», — подытоживает Масленников.