Командир учебно-летного отряда Департамента производства полетов «Аэрофлота», председатель первичной профсоюзной организации работников «Аэрофлота» Николай Изосимов рассказал о внутренней кухне пилотов, о зарплате, налете и условиях работы, а также о том, как профсоюзы зарабатывают деньги на вербовке и отправке пилотов за рубеж, в иностранные компании.
Переработки пилотов в «Аэрофлоте» нет
Как отметил Николай Изосимов, переработки пилотов в компании нет. Пилоты налётывают больше 80 часов в месяц, как это разрешено по закону. При этом обязательно необходимо добровольное согласие пилота.
Также надо учитывать, что норма 80 часов в месяц существовала в СССР и до сих пор сохранилась. В Европе и США пилоты летают по 1000 часов в год, в Канаде — по 1200 часов. Норма в 80 часов была оправданной в то время, когда самолеты управлялись вручную. Экипаж весь полет находился в напряжении и постоянно был в контуре управления самолетом. По части технического оснащения современные самолеты с прежними не идут ни в какое сравнение.
Кроме того, Изосимов отметил работу профсоюзной организации с компанией. Например, профсоюзу удалось добиться беспрецедентного трудового договора с администрацией «Аэрофлота», по которому зарплаты пилотов стали выше, чем по отрасли, и выше, чем в целом по стране. Авиакомпания сейчас стабильно находится в числе самых ответственных работодателей и входит в топ-10 работодателей страны. Например, офисным сотрудникам предоставляется 40-дневный отпуск, а у пилотов отпуск составляет 70 дней. По пятницам в компании короткий рабочий день, сотрудникам предоставляются корпоративные авиабилеты, они обеспечиваются добровольным медицинским страхованием. Кроме того, «Аэрофлот» оплачивает работнику 100% родительской платы за содержание ребенка в муниципальных детских садах, сотрудник вместе с семьей может получить санаторно-курортное лечение.
Вербовка за рубеж
Также Николай Изосимов высказал свое мнение о Шереметьевском профсоюзе летного состава. «Так называемый профсоюз ШПЛС на самом деле вообще не профсоюз. Это некая организация, которая занимается зарабатыванием денег. Например, вербовкой и отправкой пилотов за рубеж, в иностранные компании. Но для придания себе особого статуса они затуманивают мозги неопытным ребятам, создают себе определенную массовость и за счет громких заявлений обеспечивают пиар», — считает он.
Пилоты в компании являются привилегированной группой. «Пилот — дефицитный, штучный специалист. Таких запугивать — себе дороже. Это просто противоречит здравому смыслу. Если бы это было действительно так, пилоты просто уходили бы из „Аэрофлота“ в другие российские или зарубежные компании», — прокомментировал Изосимов.
Председатель профсоюза рассказал и о том, почему некоторые пилоты уезжают в Азию. «В азиатских компаниях зарплата действительно выше. Но, во-первых, это временный этап. Так не будет всегда. Во-вторых, да, в азиатских компаниях выше и нормы выработки. Там незнакомая среда. Там нет нормальных бытовых условий. Посмотрите на примеры тех, кто туда уехал. Они живут и работают, как вахтовики: дом — работа, работа — дом... Семьи остаются в России, пилоты их навещают во время отпуска. Мне кажется, что такая работа, когда невозможно прийти домой, пообщаться с семьей, родными и друзьями, очень сильно выматывает», — говорит он.
Достойная зарплата
В ходе недавних исследований было выяснено, что пилот гражданской авиации — самая высокооплачиваемая профессия в стране. Командир воздушного судна в «Аэрофлоте» зарабатывает более 600 тысяч рублей в месяц. Максимальный размер среднемесячной заработной платы в настоящее время составляет 650 тысяч рублей в месяц для командиров, которые пилотируют Boeing 777, Airbus A330. Немного ниже доходы командиров воздушных судов других типов. Максимальный размер заработной платы достигается при стаже работы в должности командира воздушного судна не менее трех лет, а также при достижении полетного времени 90 часов в месяц (естественно, при наличии письменного согласия).
90 часов в месяц — максимальная в «Аэрофлоте» и российской гражданской авиации продолжительность полетного времени. Также в целях привлечения на работу квалифицированных пилотов в компании действует система стимулирующих единовременных выплат при трудоустройстве. Для командира входной бонус составляет 650 тысяч рублей, для второго пилота — 350 тысяч рублей.
По мнению Изосимова, в настоящий момент пилоты получают достойную заработную плату. Если еще ее поднять, то это неизбежно приведет к росту стоимости билетов. «Мы же понимаем, что доходы российских граждан не позволяют им сегодня часто пользоваться воздушным транспортом. Таким образом, поднимая зарплату пилотам за счет повышения стоимости билетов, мы автоматически столкнемся с тем, что люди станут меньше летать. В этом случае авиакомпаниям придется сокращать свой флот, сокращать не только пилотов, но и бортпроводников, наземный, технический персонал и так далее. То есть во всем должен быть разумный баланс», — считает он.