Примерное время чтения: 5 минут
245

Мифы о наценках: чем торговые сети оправдывают непомерные цены?

А третьи уже сомневаются, что, если максимум торговых наценок будет утверждён законом, им по-прежнему будет хватать зарплаты на жизнь (ну, на яхты, дачи и т.п.). Какими мифами они попробуют оградиться от надвигающегося принятия закона о регулировании цен?

Миф № 1: Торговая деятельность нигде в мире не регулируется — и нам не надо.

Неправда. Регулируется на всех развитых рынках, либо через суды (англосаксонская система), либо через постоянно модернизируемое специальное законодательство (романо-германская система). В основе обеих систем лежат серьёзнейшие санкции в отношении торговых сетей в случае применения ими недобросовестной практики в сотрудничестве с поставщиками.

Миф № 2: В России рынок не развит, поэтому вводить регулирование рано.

Неправда. В англосаксонской системе с учётом судебного регулирования недобросовестная практика является предметом постоянного внимания и оценки, в романо-германской системе соответствующее законодательство создавалось и проходило модернизацию на всём протяжении развития рынка (во Франции торговые сети регулируются с 1962 года).

Миф № 3: У нас, в отличие от развитых стран, не хватает торговых площадей, и это вынуждает продавцов применять недобросовестные схемы работы.

Неправда. Недобросовестная практика, которую торговые сети пытаются осуществлять в отношении поставщиков, характерна практически для всех развитых рынков — но, естественно, на этих рынках всё в порядке с насыщением торговыми площадями. Таким образом, причиной навязывания является не дефицит площадей, а то, что торговая сеть является конечным пунктом в цепочке продвижения товара к потребителю. Это и порождает «экономическую зависимость» (определение из французского законодательства). В общем, очевидно, что насыщение рынка торговыми площадями (особенно в отсутствие санкций и регулирования) не устранит грабительскую политику сетей в отношении поставщиков, а, скорее всего, приведёт к её усилению. Кроме того, количество торговых площадей на одного жителя — это не абстрактное значение, к которому необходимо абстрактно стремится, оно взаимоувязано с уровнем доходов и обязательств населения. Например, в условиях экономического кризиса эти значения стремяться в сторону уменьшения и на развитых, то есть с падением спроса должна падать и потребность в площадях, а не наоборот.

Миф № 4: Социальная роль сетей — в поддержании наименьших цен на розничном рынке.

Неправда. Безусловно, если сравнить цены в супермаркете и несетевом магазине, цены скорее будут ниже в супермаркете. Вместе с тем недобросовестная практика сетей, направленная на получение любым путём дополнительных финансовых средств с поставщиков, не может не отражаться на конечной стоимости товаров. Об этом говорят исследования французского бюро по конкуренции, которые прямо связывают рост цен в продовольственном ритейле с действиями сетей в отношении поставщиков.

Эти выводы подтверждаются и исследованиями, проведёнными при опросе поставщиков, а также соответствующими проверками, в ходе которых анализировались исполненные договора целого ряда поставщиков по разным группам продовольственных товаров за 2005-2008 гг. Например, в Санкт-Петербурге совокупные выплаты поставщиков в пользу сетей (по отношению к их обороту) по определённым группам продовольственных товаров выросли с 5% в 2005 году до 50% в 2008 году. Плюс к этому с 20-25 до 45-50 дней увеличились отсрочки платежей, что, по сути, для торговых сетей является бесплатным коммерческим кредитом, а для поставщиков, которые вынуждены перекредитовываться в банках, — дополнительным ростом издержек. ВАЖНО, что в 2009 году это давление будет увеличиваться (информация по опросам поставщиков). Таким образом, соответствующая практика сетей является одним из важных немонетарных факторов повышения цен и инфляции в потребительском секторе экономики, которая к тому же порождает и закрепляет неэластичный механизм формирования цены на рынке.

Миф № 5: Рост цен остановится, если антимонопольный орган введёт предельную долю, которую торговая сеть может занимать на рынке муниципального района или городского округа.

Правда. Ограничение доли для сетей в границах муниципального района или городского округа — охранительная мера, предложенная ФАС России для сохранения конкуренции на этих рынках (у розничных покупателей, как и у поставщиков, всегда должен быть выбор у каких розничных сетей покупать или каким розничным сетям поставлять). Похожие меры с разной степенью эффективности сейчас принимаются и в других странах. Кроме того, это мера поддержки и сохранения малого и среднего бизнеса в торговле. Например, в Бразилии (по сообщениям на парламентских слушаниях в СФ) доля торговых сетей вообще ограничена 25% в совокупности по всей стране, что позволило им в какой то мере снять проблему доступа на рынок местных производителей и занять работой в сфере малого и среднего бизнеса большое количество людей.

 

Справка: что входит в торговую наценку?

 

1. Взимание платы с поставщиков товара за представление товара покупателю на наилучших условиях.

2. Право торговых сетей возвращать поставщику товар, в том числе нереализованный.

3. Обязательное проведение производителем промо-акций и других маркетинговых услуг в сети на платной основе.

4. Дополнительные платы за открытие новых магазинов сети, за изменение (расширение) товарного ассортимента, премия за согласие взять на реализацию новый товар.

5. Различные штрафы, например, за просрочку вывоза товара и др.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах