Видимо, испугавшись визита президента России и его вопросов по поводу состояния ЖКХ, Свердловская область, которая является одним из лидеров по задолженности за энергоресурсы, стала пытаться избавиться от этого сомнительного достижения, активно используя при этом математику. В ряде СМИ несколько дней назад сообщалось о сокращении совокупной задолженности предприятий ЖКХ Свердловской области перед поставщиком газа — компанией «Уралсевергаз» — на 48%.
Однако, как выясняется, сокращение долга произошло не за счет оплаты счетов, а за счет их ловкого пересчета по новой методике.
Как сообщают СМИ, по состоянию на 1 сентября 2011 года потребители задолжали «Уралсевергазу» 2,819 млрд рублей, а по данным на 5 октября текущего года долг за газ составил уже 1 млрд 907 млн рублей. Выглядит весьма оптимистично. Однако помимо этого в ряде областных изданий, например, на Apiural.ru, отдельно упоминается еще и о долге предприятий ЖКХ региона за тепловую энергию — в 470,4 млн рублей. Не трудно заметить, что такого деления задолженности раньше не было. В прессе и в официальных сообщениях до нынешнего момента всегда фигурировала единая цифра.
— Ничего удивительного в этом нет, — отмечает руководитель Исполнительного органа Комитета по управлению просроченной задолженностью при Общественно-экспертном Совете Олег Московский. — Накануне выборов и, к тому же, наблюдая активность президента РФ в разрешении проблем жилищно-коммунального сектора, муниципальные и областные чиновники ищут способ решения одной из основных своих проблем — уменьшения долгов региона за энергоносители. Самый доступный, к тому же не требующий усилий и дополнительных трат способ, неоднократно уже проверенный в России — игра с цифрами.
В данном случае долг разбили на долг за газ и за тепловую энергию, если эти две цифры суммировать, получится 2,377 млрд рублей, т. е. сокращение задолженности уже выходит не на 48%, а на 15%, — продолжает Московский. — К тому же, у коммунальных предприятий региона наверняка в долгах значатся суммы, неучтенные в официальных цифрах долгов, например, различные пени и штрафы. Так что реальное сокращение задолженности, вероятно, совсем незначительное. Я думаю, что на самом деле оно не превышает 10%.
Другой эксперт — аудитор международного уровня, пожелавший остаться анонимным, — также согласен с О. Московским:
— Когда есть что-то большое, его очень трудно спрятать. Именно поэтому используется старый, как мир, прием — раздробить, разделить на мелкие кусочки, прятать которые значительно легче. Ведь именно на этом построено большинство схем по «оптимизации налогообложения» (а точнее, просто по уходу от налогов). Именно поэтому, например, Международные стандарты финансовой отчетности обязывают компании представлять консолидированную отчетность — чтобы сразу было видно всё, что входит в орбиту конгломерата. На подобной схеме погорел в свое время американский концерн «Энрон», надумавший записать свои долги на мелкие компании и представить отчетность в стиле «все отлично».
Таких примеров умышленного раздробления отнюдь не мало, утверждает эксперт:
— Раздробить большую систему и продать по кусочкам — это классический прием рейдерства. Или, например, простая до гениальности схема: чтобы обойти требование о поддержке малого бизнеса во время тендеров по госзакупкам, большой лот делится на мелкие части, и монополист благополучно скупает лоты по частям. Таким образом, можно сделать только один вывод: необходимо создание работающих законов, запрещающих умышленное дробление компаний, долгов и прочего, — заключает эксперт.
Так или иначе, эта «ловкость рук» вряд ли останется незамеченной общественностью и проверяющими федеральными органами — контроль ситуации в жилищно-коммунальном секторе, судя по действиям Дмитрия Медведева, проходит в жестком режиме и под его пристальным вниманием. К тому же, как говорит старая русская поговорка, все тайное рано или поздно становится явным.